Бронированная наука: Первые 20 лет Сталинградского механического института

Текст: Вячеслав Ященко, историк, краевед

В мае 2020 года исполняется 90 лет Волгоградскому государственному техническому университету —Политеху. За почти вековую историю вуз претерпел множество изменений: менялись его названия, местоположение, научные направления деятельности. Есть в летописи Политеха и героические страницы. В годы Великой отечественной войны вуз сыграл важную роль в повышении обороноспособности страны.

 

Занятия в бараках

Датой основания Волгоградского государственного технического университета считается 17 мая 1930 года. В этот день — за месяц до торжественного открытия Сталинградского тракторного завода (СТЗ) — директор нового института Виктор Ильинский подписал свой первый весьма лаконичный приказ: «На основании указаний директивных органов с сего числа я вступил в исполнение обязанностей директора Сталинградского тракторостроительного института».

Спустя две недели после этого исторического события в Драматическом театре им. А.М. Горького состоялось торжественное открытие института. Красные флаги, громкие лозунги, пламенные речи ораторов оттенили проблемы первых дней нового вуза. А их было немало. Ощущался острый кадровый дефицит: профессорско-педагогический состав был совершенно не укомплектован. Утолялся кадровый голод за счет приглашенных из других вузов города и страны педагогов и заводских инженеров. Помещений своих не было. Занятия проходили в двух «чужих» зданиях. В индустриальном техникуме (современный кинотеатр «Гвардеец») студенты слушали лекции по начертательной геометрии, черчению и иностранным языкам. А в здании Рабфака (ныне Областная администрация) изучались естественные науки.

В августе Тракторостроительному институту СТЗ выделил на своей территории четыре деревянных барака. Студенты обустроили в двух из них учебные помещения, а в двух остальных — общежития. Под студенческое общежитие позже были переоборудованы и кельи Свято-Духова монастыря, в котором в 1920-е годы располагался концлагерь. Летом прошел первый набор студентов. Экзамены успешно сдали 236 человек. Занятия начались 16 сентября. Через год Тракторострой воздвиг большое здание для Мехинститута. Коллектив вуза заселил просторные учебные корпуса.

Проблемы младенчества закончились к 1935 году. Вуз был переименован в Механический институт. Здесь готовили инженеров по специальностям: литейное дело, холодная обработка металла, технологическое нормирование. Появились факультеты: автотракторный и механико-технологический. Мехинститут должен был обеспечивать инженерами три основных заводских центра Сталинграда: Тракторный завод, завод «Баррикады» и завод «Судоверфь». Педагоги Механического института на фабрично-заводских технических курсах повышали квалификацию рабочих этих заводов. В 1935 году открылась аспирантура. Всего же за 10 предвоенных лет Сталинградский механический институт сумел подготовить 1300 инженеров, из которых 386 заняли руководящие посты. Помимо обучения, вуз занимался научной деятельностью. В предвоенное время и в годы войны основные усилия ученых института были направлены на повышение обороноспособности страны.

 

Технологическая лихорадка

С первых дней существования механического института его лихорадило вместе с заводами города. В условиях повышенной секретности на СТЗ создавалась база (корпус №5) по серийному производству легкого танка Т-26. План: 12 тысяч машин в год (половина от всех танков, выпущенных в СССР в предвоенные годы). СТЗ предстояло переработать весь технологический процесс, освоить иностранные технологии, создать собственную конструкцию танка.

Помогала вся страна. Была налажена межрегиональная и внутригородская кооперация. На СТЗ было сформировано Конструкторское бюро (КБ), в которое влились группы инженеров Оргаметалла и выпускников военно-технических вузов страны. Не остался в стороне и Сталинградский механический институт, имевший самую тесную связь с заводом. Параллельно с выпуском танка Т-26 СТЗ приступил к проектно-конструкторским работам и испытаниям колесно-гусеничных танков.

Но не успели довести эту работу до логического конца, как перед СТЗ была поставлена новая сверх-задача: в кратчайшие сроки наладить серийное производство трудоемкого в изготовлении танка Т-34 (2000 машин в год). Инженерам и научным работникам КБ и Мехинститута приходилось трудиться и творить в условиях технологической лихорадки. Зажатые в жесткие временные рамки, обремененные педагогическими обязанностями и семейными заботами в условиях неустроенного быта, ученые Механического института совершали в предвоенные годы настоящий научный подвиг. Перед ними ставились такие задачи.

  1. Отработка технологий производства материалов, деталей, блоков, из которых собирался танк.
  2. Решение задач организации производства: кооперация, логистика, конвейер, испытания.

В первый блок задач входило внедрение хромоникель-молибденовой броневой стали. Задача была решена блестяще. К началу войны, по оценке отечественных и зарубежных экспертов, советская броня была одной из самых лучших в мире. Броневые листы с завода «Красный октябрь» направлялись на завод «Судоверфь», там изготавливались корпуса и башни танков. На СТЗ они проходили сборку, механическую и термическую обработку. Также на СТЗ серийно изготавливались дизельные двигатели В-2. И уже в первые месяцы войны здесь была налажена конвейерная сборка танка Т-34. Таким образом, в Сталинграде была налажена кооперация в производстве танков: тесно взаимодействовали между собой СТЗ, «Красный Октябрь» и «Судоверфь».

 

Оборона Сталинграда

Во время войны Механический институт был переподчинен Главному управлению учебных заведений Наркомата танковой промышленности. Образовались танковый и артиллерийский факультеты. В лабораториях вуза проводился ремонт стрелкового оружия, позже наладили производство автоматов. В институте обучались радисты, телефонисты, трактористы.

Многие студенты были направлены на учебу в Бронетанковую и Артиллерийскую академии РККА. Из студентов-добровольцев был сформирован полк. Коллектив Механического института летом 1942 год работал на строительстве оборонительных рубежей города, в основном в районе поселков Рынок и Старая Мечетка. 23 августа во время этих работ под бомбежкой погиб замдекана механико-технологического факультета Д.А. Полунин. Когда враг прорвался в северные районы СТЗ, студенты и преподаватели института, входившие в отряды народного ополчения, до подхода регулярных частей держали оборону. Многие погибли. Около 70 человек были награждены медалями и орденами.

Во время массированной бомбежки города 23 августа здание Механического института было полностью разрушено. 26 августа под обстрелом прошла эвакуация Механического института в Челябинск. Начинался новый этап в истории вуза.