Волгоградская область справилась с пандемией лучше, чем страна в целом

По сравнению с 2019 годом потребительская активность в регионе выросла на 1,07%, тогда как в большинстве регионов с городами-миллионниками этот показатель снизился на 5-10%, о чем свидетельствуют данные аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex.

 

Среднее значение индекса Tinkoff CoronaIndex, который учитывает потребительскую и деловую активность россиян и разнообразие их покупок, в Волгоградской области в первой половине декабря составило 7,2 балла по сравнению с 7 годом ранее. В последний месяц года волгоградцы уже потратили на 2,85% больше, чем год назад. Для сравнения: в Москве и в Санкт-Петербурге предновогодние траты, напротив, уступают прошлогодним почти на 16%.

 

В апреле средний индекс в Волгоградской области составлял 4,5 (годом ранее — 6,4), а в начале месяца было зафиксировано его самое низкое значение за год — 3,9 (в 2019 году он не опускался ниже 5,8). Однако весной снижение потребительской активности произошло практически во всех регионах в связи с введением ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса. В Волгоградской области индекс вернулся к допандемийным значениям уже в июне и до сих пор не сильно уступает показателям 2019 года. Однако это, скорее, исключение из правил: среди регионов, в которых есть города-миллионники, в первой половине декабря рост индекса в годовом сравнении также отмечен только в Красноярском крае (+0,29%).

— С учетом неординарного влияния пандемии на нашу экономику к концу года можно выделить ряд феноменов. Так, при падении доходов населения статистика не отмечает снижение уровня зарплат. Возможно, потому что кризис ударил в первую очередь по теневому сектору, доходы конкретных домохозяйств снизились, и потребление стало более сжатым, но статистика не выявляет причин сжимания. Из привычной структуры расходов исчезли заграничные поездки и культурный отдых, а при покупке товаров люди стали более осмотрительными и рациональными. Потребительское поведение сильно изменилось как в силу вынужденных причин, так и в силу опасений, которые есть у населения: вторая волна пандемии вернула в потребительские настроения толику пессимизма. К прежнему образу жизни мы не вернемся. После мирового кризиса 2008 года в экономической литературе появился термин new normal, указывающий на то, что традиционная сменяемость кризисов и периодов экономического подъема больше не работает. Окончательно эта «новая нормальность» пришла к нам в 2020 году. Мы вряд ли сможем жить по прежним правилам, потому что экономические отношения на всех уровнях и траектории дальнейшего развития будут уже иными, — комментирует Владимир Климанов, доктор экономических наук, руководитель Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

 

Судя по распределению трат, волгоградцы пока не планируют поездки на Новый год и январские каникулы. Индекс отмечает сокращение расходов на услуги туроператоров (–34% за неделю с 9-15 декабря в сравнении с первой неделей месяца), покупку железнодорожных билетов (–31%) и бронирование гостиниц (–13%). При этом растет спрос на аренду авто (+66%) и услуги салонов красоты (+49%), а также развлечения (+12%) и товары для дома и ремонта (+11%). Рост индекса позволяет прогнозировать, что волгоградцы будут активно и разнообразно тратить деньги и в последнюю неделю декабря, традиционно посвященной предпраздничному шоппингу. В декабре 2019 года индекс потребительской активности россиян достигал пикового значения — 10 баллов.

 

По данным Tinkoff CoronaIndex на 21 декабря 2020 г. Волгоградская область находится в рейтинге потребительской активности на 19 месте. На первой строчке — Республика Тыва с показателем 10. Хуже всего среди регионов обстоят дела в Чукотском АО, где индекс составляет 4,5. Москва занимает в рейтинге второе место с конца (4,8).

 

Индекс измеряется по шкале от 0 до 10 баллов, где ноль означает отсутствие расходов россиян и движений по счетам бизнеса, а за отметку 10 взят пик потребительской активности в декабре 2019 года. Изменения потребительских трат по категориям рассчитаны как разница расходов 9-15 декабря по сравнению с предыдущей неделей 2020 года.