Если в прошлом году один из мировых лидеров в сфере производства алюминия преодолевал последствия американских санкций, то в этом появились новые трудности, связанные с пандемией коронавируса и кризисом в мировой экономике. О том, что в этой ситуации ждёт внутренний рынок алюминия, рассказал директор РУСАЛа по сбыту и маркетингу Роман Андрюшин в интервью агентству «Прайм».
– Какова доля внутреннего рынка в продажах РУСАЛа по итогам прошлого года?
– Мы целенаправленно работаем над развитием продаж на внутреннем рынке, это один из основных приоритетов. С 2014 по 2018 год поставки в Россию и страны СНГ выросли более чем на 30%. При этом в 2014 году доля внутреннего рынка была около 20%, а на сегодня это уже 26% продаж.
– Чувствуется ли влияние пандемии коронавируса на работу компании? Насколько вероятно снижение потребления алюминия на фоне этого и продаж РУСАЛа в частности?
– Влияние пандемии на спрос будет зависеть от того, насколько долго будут действовать различного рода ограничения, поэтому пока прогнозировать здесь что-то сложно. В Европе уже постепенно подобные ограничения начинают снимать, но Россия находится на более раннем этапе. Более того, в нашей стране ситуация осложняется падением курса рубля и, как следствие, снижением покупательской способности населения. В общей сложности падение спроса на алюминий на внутреннем рынке может в этом году составить 30% и даже более. Самый сложный и самый определяющий в этом смысле – текущий, второй квартал.
– Вы рассказывали, что главными драйверами роста потребления алюминия являются три отрасли, где активно используют этот металл: строительство, автомобильная промышленность и производство упаковочных материалов. Изменилась ли ситуация по ним сегодня?
– Несмотря на текущую ситуацию, глобально повлиять на сложившиеся долгосрочные тенденции пандемия не может, поэтому эти отрасли по-прежнему являются главными драйверами роста для алюминиевой отрасли.
Что же касается российского рынка, то тут у нас огромный потенциал. Среднедушевое потребление алюминия в России – 6,6 кг в год, что в 4-5 раз меньше показателей в странах Западной Европы и на треть меньше среднемировых (9 кг в год). Это как раз говорит о высоком потенциале для развития внутреннего рынка.
– Какие сдерживающие рост потребления алюминия факторы можно назвать?
– Прежде всего, это недостаточно высокие темпы развития экономики. Ещё один фактор – ограничения на использования алюминиевой продукции, что связано в основном с действием старых ГОСТов, в которых алюминиевые сплавы не разрешали использовать в строительстве, энергетике и других подобных отраслях. Например, при строительстве мостов раньше требовалось пройти длительную процедуру согласований, что отпугивало многих заказчиков. Теперь же, по новым правилам Росстандарта, проектировать и строить алюминиевые мосты стало гораздо проще. Ну и третий фактор связан с низким уровнем знаний об алюминиевых сплавах, их свойствах и особенностях работы с ними.
– На последнем авиасалоне МАКС Алюминиевая ассоциация продемонстрировала вертолетные площадки, сделанные из алюминия. Насколько они сейчас востребованы?
– Они достаточно востребованы, интерес проявляют самые разные компании. Недавно такую площадку купил аэропорт Краснодара. Сейчас такую же планируют приобрести компании из авиационной и нефтегазовой отраслей. Кроме того, есть интерес и из зарубежных стран – Китая, Казахстана, Испании. Продукция себя зарекомендовала с самой лучшей стороны.