О врачевании болезней «внутренних органов» компании

Внутренний кризис компании как явление можно сравнить с болезнью человека, после которой он либо выздоравливает, укрепив иммунитет, либо мирится с безысходностью, чахнет и погибает. Кризис ― это индикатор, который показывает «пациент скорее жив» или, увы…

За время существования нашей компании мы «болели» дважды. Первый раз в самом начале деятельности. Проработав полтора года, более опытный партнер в бизнесе вдруг решил, собрав первый хороший «урожай», покинуть компанию. Был шок, растерянность и терзания, убедительные просьбы остаться, неверие в собственные силы. Но теперь  с  улыбкой  вспоминаю ту ситуацию, благодаря которой мне представилась возможность роста как человека, так и руководителя. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Выводы были сделаны, и путь продолжился.

Второй раз наш внутренний кризис совпал с внешним экономическим 2008 года. Пришлось пересматривать всю структуру предприятия, расставаться с неэффективными сотрудниками, избавляться от ненужных квадратных метров и переводить оставшихся коллег на фриланс. А еще пришлось учиться. Да-да, многому опять пришлось учиться: и профессионально, и личностно. К примеру, как вести эффективные переговоры, договариваться с партнерами и клиентами об отсрочках и рассрочках платежей, учиться  быть разумно экономным,  выстраивать новые взаимоотношения, основанные на доверии и открытости. Голова пухла от новых знаний, инсайтов и переосмыслений. Кризис внешний добавлял размышлений на тему новой парадигмы мира и нас в нем. Перестроились, выздоровели и пошли дальше.

В прошлом году возникли признаки нового заболевания ― внештатная ситуация, связанная с фискальными органами не обошла нас стороной, как, впрочем, и  многие другие компании. А любая «внештатка» ― это красная лампочка для владельца бизнеса: ALARM ― смотри, пришло время менять и меняться! Что ж, лечимся, делаем выводы и идем дальше.

Теперь, благодаря полученному опыту как руководитель, могу дать рецепт действий на время перемен:

1.Оперативность и концентрация.

Надо быстро провести диагностику всех сфер своего бизнеса и составить план действий.

2.Хладнокровие и отсутствие паники.

Нужно верить в себя, подчиненных и в скорейшее выздоровление.

3.Готовность к изменениям.

Внутренне нужно быть готовым к новшествам извне, а также спокойно научиться менять при необходимости структуру управления и  подходы к работе с учетом веяний нового времени.

Далее представлен обзор некоторых «заболеваний внутренних органов», которые могут привести к кризису  компании и способы их лечения( основано на личном опыте):

Низкий уровень профессионального и личностного развития  топ-менеджеров

В начале деятельности они были весьма активны и компетентны. Но с годами, продолжая решать бесконечные рутинные задачки, у них не было времени (да и желания) осваивать новые технологии управления. Компания еще какое-то время может двигаться по инерции, но стагнация и разрушение изнутри гарантированы.

Как лечить? Искать новых сотрудников, вливать «свежую» кровь.

Неразумная экономия на подборе кадров

Не каждый руководитель хочет видеть в окружении коллег тех, кто будет умнее и дальновиднее. В итоге самые лучшие сотрудники разлетаются по лидерам рынка, а компания проигрывает конкурентам, так не способна решать сложные нетривиальные задачи.

Как лечить? Разработать функциональные обязанности,  прописать регламенты работы, пересмотреть фонд оплаты труда и искать профессионалов.

Чрезмерная самоуверенность первого лица

Если успехи компании руководитель считает только личным достижением, а неудачи ― только лишь промахами подчиненных,  то следствием такой модели поведения будет падение инициативности сотрудников и всеохватывающая апатия.

Как лечить? Это неизлечимо. Лучшее средство  ― закрытие предприятия или банкротство.

Профилактика заболеваний

«Кадры решают все». Люди ― лучшее средство для профилактики заболеваний в организме под названием бизнес. Люди и  взаимодействие с ними ― будь то коллеги, клиенты или партнеры. Развитие ― личное и профессиональное. Доверие. Открытость. Желание СО-трудничать, то есть делать дело вместе и с пользой для каждого и всего общества в целом.

Это так просто, но и сложно одновременно, так как требует колоссальных затрат времени и сил. Но оно того стоит.

Здоровья вам и вашему бизнесу!


 

Татьяна Кузнецова

 

Татьяна Кузнецова,

учредитель ООО «Премиум» (журнал «Деловой Волгоград»)