Правила жизни Сирила Паркинсона

Англичанин Сирил Норткот Паркинсон (1909 — 1993) — личность весьма многогранная. Среди его ипостасей — военный историк, писатель, драматург, журналист, в годы Второй Мировой войны — офицер. Однако прославился он как ироничный исследователь административных процессов. Сформулированные им «законы Паркинсона» отличает универсальность и применимость в любых организациях, в том числе в бизнесе, а также тонкий британский юмор.

Сирил Паркинсон
Сирил Паркинсон

— Работа заполняет время, отпущенное на нее.

— Расходы стремятся сравняться с доходами.

— Рост приводит к усложненности, а усложненность — это конец пути.

— Время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме.

— Любой работник начинает терять хватку за три года до достижения пенсионного возраста, чему бы этот возраст ни равнялся.

— Люди не склонны прощать тех, кому они навредили, да и человека, чьим добрым советом пренебрегли, выносят с трудом.

— Человек, целиком погруженный в бумаги, неминуемо теряет самостоятельность. Он делает только то, что предлагают его вниманию, а сам ничего и никому предложить не может.

— Если вы начальник, никогда не приезжайте на работу без предупреждения. Подготовка к вашему приезду уже сама по себе приносит пользу — служащие наводят порядок в конторе, подгоняют срочные дела. Так что если вам и не удастся приехать, кое-какая полезная работа все же будет сделана.

— Если творец зарабатывает меньше управителя, значит, загнивание уже началось.

— При загнивании больших империй мелочно-диктаторская суета в центре зачастую сопровождается пренебрежением к основным проблемам и отдаленным провинциям. Распад центральной власти чувствуется прежде всего на окраинах, куда с трудом дотягивается рука центра.

— Мореплаватель знает: камням ничего не докажешь, их надо обходить.

— Когда современные женщины изучат искусство семейной жизни так же тщательно, как их бабушки, они, наконец, поймут, что очаровательной скромностью можно прибрать мужа к рукам гораздо надежнее, чем воинственными попытками самоутверждения.

— Объем данных растет так, чтобы заполнить все место на носителе. Увеличение объемов памяти и носителей приводит к новым технологиям, требующим больше памяти и места.

— Эффективность телефонного разговора обратно пропорциональна затраченному на него времени.

— Все ваши болезни начинаются в пятницу вечером и благополучно кончаются в понедельник утром.

— Процесс отпихивания бумаг плох тем, что каждый полагается на другого. Человек в основании пирамиды полагает, что людям наверху виднее. Но те жутко заняты и полагают, что вопрос тщательно изучен в нижних эшелонах — там у людей для этого есть время.

— Если современная головная контора что и потеряла в сравнении с королевским двором средневековья, так это существовавшую издревле должность дурака или королевского шута. Именно дурак был облечен привилегией и обязанностью выдавать точку зрения, отличную от официальной, но и не схожую с точкой зрения опальной группировки. Есть основания считать, что он делал полезное дело, есть даже основания подозревать, что он был бы весьма полезен и сейчас.

— Чем крупнее и состоятельнее становится предприятие, тем чаще оно нанимает слабых, но высокооплачиваемых работников.

— Чиновники каждый раз пытаются увеличивать число подчиненных, но не соперников.

— Любая компания, штат которой насчитывает 1000 людей, становится самодостаточной и более не нуждается в контактах с внешним миром.

— Централизация нужнее, когда готовишь наступление, а если ждешь атаки противника, власть лучше рассредоточить.

— Кто-то считает, что самая распространенная ошибка, совершаемая по неопытности, — это неверная интерпретация фактов. В действительности же главный камень преткновения — подпункт «цель». Многим людям гораздо труднее определить конечную цель, нежели описать, как до нее добраться. А факторы, влияющие на ситуацию (какой она видится с обеих сторон), важны, лишь когда соотнесены с поставленной целью. Если цель поставлена ошибочно, оценка ситуации во всех остальных пунктах пойдет насмарку.