Лилия Анисимова: «Все возможно, если мечтать и работать»

Талантливых волгоградцев можно встретить в любом уголке Земли. Наша сегодняшняя гостья уверена, что если к чему-то стремиться и много работать, успех к вам обязательно придет и двери в большой мир откроются. Куда приводят мечты, «ДВ» рассказывает журналист и фильммейкер, обладатель множества профессиональных премий и наград Лилия Анисимова.

Лилия Анисимова

Расскажите о своих школьных годах. Как вы учились, чем увлекались в свободное время?

— Я училась в Частной интегрированной школе города Волгограда. Учеба в школе до сих пор — одно из самых дорогих, теплых и нежных воспоминаний. Кроме увлекательных уроков, у нас было много интересных кружков, студий, факультативов, и я с удовольствием занималась бальными танцами, ИЗО и легкой атлетикой. Многие мои одноклассники теперь живут в разных городах и странах, но мы, как одна большая семья, спустя столько лет общаемся, поддерживаем друг друга, радуемся успехам. ЧИШ — это даже не школа, а образ жизни, когда ты знаешь, что любой твой выбор поддержат, помогут; когда ты не ограничиваешь себя, а мечтаешь — и мечты приводят тебя во Францию, или Сочи, или Москву, или Голливуд, или в Нью-Йорк. Нас учили, что все возможно, нужно только стремиться к чему-то и много работать. И я работала. Была круглой отличницей, окончила школу с золотой медалью.

В пятнадцать лет я выиграла грант для юных лидеров мира и уехала на год в Соединенные Штаты. Там в старшей школе в Галвестоне, в Техасе, с моими школьными знаниями я не просто была отличницей — на меня смотрели как на вундеркинда. Так, например, я быстро могла построить гиперболу или параболу по точкам, а мои американские одноклассники использовали для этого специальные калькуляторы. Когда я прошла тестирование для поступления в 11 класс (всего их 12), то результаты по всем предметам оказались на самом высоком уровне, и меня определили не в 11, а в 12 класс.

Талант и поклонники

Какую профессию вы выбрали для себя и почему?

— Я всегда хотела быть журналисткой, поэтому в школе в Америке я выбрала для изучения такие предметы, как история и теория журналистики, творческое письмо, и еще занималась изданием настоящей школьной газеты. До этого в Волгограде я уже сотрудничала с несколькими изданиями и подрабатывала в «Вечернем Волгограде», когда училась в 10 классе.

В 2004 году я поступила на журфак МГУ. Пять лет пролетели, как мгновение. Журфак — это моя альма-матер, мой второй дом, моя гордость и любовь. Журфаковцы — это даже не семья, это, если можно так сказать, тайное общество разных, но удивительно талантливых, устремленных, необычных людей. И я счастлива быть его частью. Даже сейчас при встрече бывших однокашников где-нибудь в Америке мне не нужно много времени, чтобы перейти на «одну волну» и обсуждать любые темы. «Своего» узнать легко: мы помним одни и те же цитаты, часто ссылаемся на одни и те же книги, как будто наши настройки синхронизированы, и если ты скажешь «оставь надежду, всяк сюда входящий», то собеседник знает, о каком преподавателе зарубежной литературы мы говорим.

Когда вы начали работать по специальности?

— На третьем курсе журфака я начала работать на окружном московском канале, сначала репортером, а спустя полгода мне предложили вести новостные программы. Так я проработала ведущей «Новостей» почти три года. С утра — прямой эфир, запись, потом пары, вечером — опять эфир. Также вела итоговую программу недели. После окончания МГУ и защиты диплома я решила, что нужно расти и ушла с окружного канала, поступила в аспирантуру. Моим научным руководителем стал самый строгий на журфаке и любимейший мой преподаватель — авторитетный автор орфоэпических словарей М. А. Штудинер.

На берегу океана

После работы на московском телеканале в результате конкурсного отбора я попала на международный документально-познавательный телеканал Russian Travel Guide. Была там ведущей новостей и программ. Проработав три года ведущей на этом канале, я увлеклась документальным кино. Именно так я и попала в Нью-Йорк. Подала документы в престижный университет — School of Visual Arts —  на факультет социальной документалистики. Я стала одной из восемнадцати счастливчиков со всего мира, зачисленных на курс!

Насколько отличается подготовка журналиста в России и США?

— Прежде всего, нужно отметить, насколько разнится уровень школьного и вузовского преподавания в Америке. Если после ЧИШа в американской школе я чувствовала себя королевой, то, поступив в магистратуру по очень близкой к журналистике специальности, я поняла, что попала в новый мир. И дело не в том, что в МГУ нас чему-то плохо учили, совершенно нет —  там в нас вкладывали серьезные академические знания, мы много читали, нам дали очень хорошую базу. Обучение же в американском университете было прикладным, и здесь мне, конечно, помог опыт моей журналистской работы. Тут самой пришлось осваивать и операторское искусство, изучать всевозможные камеры, миксеры, свет и монтаж, различные программы, цветокоррекцию и многое другое. У нас преподавали известнейшие люди кино и телеиндустрии, номинанты и обладатели Оскара, призеры знаменитого Санденса, люди, которые создают документальный контент для HBO, PBS, Netflix. Это были удивительные два года. Я стала фильммейкером.

Мой самый первый проект — короткометражный документальный фильм «Magic of the underground» — не только попал сразу на четыре фестиваля, но и получил награду как лучший экспериментальный фильм в Голливуде на фестивале Hollywood Reel Independent Film. Это была не только моя первая серьезная награда, но и первое самостоятельное участие в фестивале. До этого вместе с Russian Travel Guide я уже получала большие награды: Большую цифру, AIBs в Лондоне и другие, но ничто не сравнится с ощущением, когда такой значимый приз получает твой собственный проект. Это было мое детище, целиком и полностью, поэтому было невероятно приятно получать эту награду. Потом было еще много проектов, фестивалей, наград, поездок, но ни одна не помнится так, как та награда в Лос-Анджелесе.

Улыбнитесь, вас снимают!

Над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас я веду колонку, уже третий год сотрудничаю с изданием о моде и красоте в Нью-Йорке. Хоть я и видеожурналист, писать любила всегда, с самого детства. Помню, лет в пять даже «издавала» свой журнал, больше это все походило на комиксы, но выглядело впечатляюще, тем более что степлеров в то время у нас не было, поэтому я раскручивала тетрадки и скрепляла ими свои «новоиспеченные» номера. Поэтому сейчас писать колонку — большое наслаждение для меня, плюс это позволяет встречаться с удивительными людьми (так я познакомилась со многими дизайнерами из Project Runway, с Каримом Рашидом и другими знаменитостями), посещать Нью-Йоркские недели моды, крупные международные выставки и другие
знаковые мероприятия и чувствовать себя подобно известной героине — Керри Бредшоу.

Сейчас я также активно работаю над идеей нового проекта. Меня вдохновила статья «Нью-Йорк таймс» в декабре прошлого года о супер-вулкане Yellowstone и о последних его исследованиях учеными Аризонского университета. Меня давно завораживает эта тема, а когда вышла эта статья, я поняла, что время пришло. Это будет документальный фильм, на данный момент мы на этапе «пре-продакшн», а съемки планируем начать в конце 2018 года, будем работать с потрясающей командой специалистов — с людьми, влюбленными в свою работу. Например, у нас уже есть потрясающий оператор-постановщик, который просто творит чудеса на квадрокоптере, а также есть продакшн-копания в Лос-Анджелесе, заинтересованная в сотрудничестве. Много говорить об этом проекте пока рано, но могу сказать, что будет что-то невероятно интересное. Планируем и стремимся попасть на National Geographic.


Текст: Константин Смолий

Фото: из личного архива героя публикации