«Музейный десант»: царицынская водокачка как точка сборки города

В Волгограде состоялась проектная сессия «Музейного десанта» в «Царицын-на-воде»: ведущие музейные специалисты России приезжали в наш город, чтобы приступить к разработке концепции современного и не имеющего аналогов в мире музея на базе действующего в городе музея водоканала.

Проект называется «Царицын-на-воде», он ставит целью связать историческое наследие с коммунальными — общими — ресурсами города. Реализует проект АНО «Арт-медиа-центр «Коммуна», победитель грантового конкурса 2017 г. на поддержку программ межмузейного сотрудничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина. Эта некоммерческая организация создана для поддержки и развития музейных проектов, в первую очередь — музея водоканала, который за последние два года из корпоративного музея превратился в центр притяжения городских сообществ.

Заседание проектной группы
Заседание проектной группы

Для разработки концепции развития музея водоканала «Коммуна» пригласила лучших проектировщиков страны, авторов знаковых, модельных проектов. Евгений Стрелков, Нижний Новгород, зав. отделом виртуальных программ музея «Нижегородская радиолаборатория», лауреат Госпремии в области современного искусства «Инновация» (2014), призер Красноярской музейной биеннале, руководитель проектной группы. Сергей Ковалевский, Красноярск, арт-директор Красноярского музейного центра «Площадь мира», куратор и дизайнер экспозиционных проектов. Занимается разработкой концепций для музеев как архитектор, дизайнер и сценарист, курирует международные биеннале. Игорь Сорокин, Саратов, член Ассоциации менеджеров культуры. Реализованные проекты с Благотворительным фондом Владимира Потанина: «Музейная долина», «Саратовское озеро: сакральная география», «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города» и др. Дмитрий Меркушев, Пермь, архитектор ООО «Новый город». Лауреат архитектурного конкурса «Пермский деревянный дом». Автор дизайна экспозиции музея «Пермские моторы», выставок «Заводы: прямая речь» (Уральский филиал ГЦСИ) и ряда выставок Пермской художественной галереи.

Чтобы проникнуться духом города, проектная группа совершила прогулку по Волгограду, поднялась на Мамаев курган, где помимо памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» гости посетили резервуары чистой воды (РЧВ) городского водоканала. Полезной и вдохновляющей была экскурсия на водоочистные сооружения «Северные», крупнейшую фабрику чистой воды в городе.

В обывательском представлении создать музей — значит, красиво расставить экспонаты. Однако музеем собрание предметов делает не количество и даже не качество этих предметов, а интерпретация связанных с ними историй. И если основная тема проектируемого музея — вода, то это вода в истории, в мифологии, в технологии, вода в философском понимании и в чувственном ощущении. Проектирование музея в современном понимании предусматривает разработку концепции, тематико-экспозиционного плана, небанальную интерпретацию коллекции и наследия, а также особую драматургию и сценографию экспозиции, отвечающие за ее эмоциональное восприятие.

Несмотря на то, что изначально перед проектной группой ставилась задача трансформации корпоративного музея в городской, проектировщики решили расширить границы своей работы. В итоговый документ, который будет создан по итогам встреч в Волгограде и предложен на рассмотрение власти и бизнесу, войдут две институции. Во-первых, это парк индустриальной культуры «Царицынская водокачка», во-вторых, входящий в его состав музей историй чистой воды «Фильтры». Дополнительный импульс такому подходу придала одна из встреч в эту насыщенную неделю.

Экскурсия на очистные сооружения
Экскурсия на очистные сооружения

Заместитель губернатора Волгоградской области — председатель комитета культуры Владимир Попков и председатель комитета Волгоградской областной Думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Александр Осипов пригласили проектную группу к разговору о путях трансформации культурной политики. Поможет ли культура снизить уровень агрессии и нетерпимости в обществе? В сущности, два часа разговор шел о том, почему люди уезжают из городов (а уезжают и из Волгограда, и из Перми, и из Нижнего Новгорода) и что им предложить, чтобы захотелось остаться. Одна из проблем крупных городов, которую некоторые пытаются решать, а некоторые еще даже не задумываются, — насколько интересно здесь жить. Если город станет интереснее — это огромное достижение. Это важнее, чем если он станет чуть-чуть богаче от продажи своего имущества. Культурные проекты, подобные тому, что разрабатываются на Царицынской водокачке, дают и эффект психологической стабильности городскому сообществу: сопричастность к их реализации повышает лояльность к городу самых активных групп горожан.

«Волгоград при всем своем многообразии и развитости в различных направлениях, на наш взгляд, обеднен нестандартными культурными и музейными пространствами. Из-за этого нарушается цельность и так довольно растянутой городской агломерации. Традиционного понимания музейно-выставочных пространств и учреждений недостаточно. В городе множество людей не могут реализовать свой творческий потенциал, — сказал Владимир Попков, открывая встречу. — Мы всегда стараемся услышать советы профессиональных экспертов, особенно, когда столь представительная коллегия находится в нашем городе. Это необходимо для понимания того, что мы можем использовать в современных реалиях и к чему следует стремиться». По мнению Александра Осипова, Волгоград столкнулся с вызовом, продиктованным статусом города как патриотического центра: «Использование героической тематики ведет к тому, что общество не воспринимает войну как трагедию». Он считает, что музейная деятельность должна вернуть региону восприятие богатства и многообразия его истории и видов деятельности, присутствовавших на нашей земле. Что же ответили на этот посыл?

Евгений Стрелков: Чтобы перевернуть представление, необходима точка опоры. На наш взгляд, Волгограду повезло, у него есть такая точка — Царицынская водокачка. В ходе проектной сессии мы рассмотрели ее с разных сторон. В этом объекте сошлись сразу несколько смыслов: это одновременно индустриальное, инновационное и кросскультурное место. Еще один очень важный фактор заключается в том, что здесь сходятся три мощные силы — бизнес, власть и городское сообщество. Эта точка сборки города локальная и потому недорогая с точки зрения необходимых для ее развития ресурсов. Нам кажется, что это огромная удача для вас. Далеко не у каждого города есть такая уникальная возможность. Царицынская водокачка — самое удобное место для запуска трансформации культурного пространства Волгограда.

Сергей Ковалевский: К трем перечисленным силам я добавлю четвертую — силу культуры. Многие города и регионы Великобритании, Германии и других стран получают новый импульс развития от культурных институтов. Культура работает с ценностями и со смыслами. Мы надеемся быть полезными этому развивающемуся городскому организму. Формально мы приехали заниматься музеем водопровода, но в ходе работы стало понятно, что это слишком узкая рамка: будет разработана концепция развития не только музея, но и территории. Царицынская водокачка может создать очень важный для Волгограда прецедент конверсии индустриальной эпохи в совершенно иную, смысловую эпоху. Опираясь на эту площадку, можно вообразить будущее. Она достаточно технологична не только как объект коммунального хозяйства, но и в области культуры — как основа для производства смыслов, ценностей и образов.

Лекция Игоря Сорокина
Лекция Игоря Сорокина

Как работают эти смыслы и образы, горожане могли увидеть на публичных лекциях, которые члены проектной группы провели для всех желающих в креативном пространстве «ЛОФТ1890». В первый вечер Евгений Стрелков рассказал о своем опыте внедрения современного искусства в краеведение, а Игорь Сорокин — об опыте создания рассредоточенного музея, занимающего весь город, когда экспонаты и музейные истории идут в город и, наоборот: с городскими историями экспонат обретает смысл. Во второй вечер Дмитрий Меркушев познакомил волгоградцев с мировым опытом реконструкции исторических зданий для музеев. Сергей Ковалевский поразил аудиторию богатейшей подборкой и глубоким анализом практики «интервенций» искусства в городскую среду и среду традиционной музейной экспозиции, показав гармонию соседства и сотрудничества факта и вымысла.

Завершив сессию, проектировщики разъехались по домам, чтобы продолжить работу. Нас ждет свежая интерпретация индустриального царицынского наследия, сопоставимая с мировым уровнем запросов к таким проектам. А для города это начало большого и увлекательного пути.


Текст: Анна Степнова, директор музея водоканала, председатель АНО «Арт-медиа-центр «Коммуна»

Фото предоставлены автором