В Волгограде состоялась проектная сессия «Музейного десанта» в «Царицын-на-воде»: ведущие музейные специалисты России приезжали в наш город, чтобы приступить к разработке концепции современного и не имеющего аналогов в мире музея на базе действующего в городе музея водоканала.
Проект называется «Царицын-на-воде», он ставит целью связать историческое наследие с коммунальными — общими — ресурсами города. Реализует проект АНО «Арт-медиа-центр «Коммуна», победитель грантового конкурса 2017 г. на поддержку программ межмузейного сотрудничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина. Эта некоммерческая организация создана для поддержки и развития музейных проектов, в первую очередь — музея водоканала, который за последние два года из корпоративного музея превратился в центр притяжения городских сообществ.
![Заседание проектной группы](http://delosmi.ru/wp-content/uploads/2018/01/foto-1-300x225.jpg)
Для разработки концепции развития музея водоканала «Коммуна» пригласила лучших проектировщиков страны, авторов знаковых, модельных проектов. Евгений Стрелков, Нижний Новгород, зав. отделом виртуальных программ музея «Нижегородская радиолаборатория», лауреат Госпремии в области современного искусства «Инновация» (2014), призер Красноярской музейной биеннале, руководитель проектной группы. Сергей Ковалевский, Красноярск, арт-директор Красноярского музейного центра «Площадь мира», куратор и дизайнер экспозиционных проектов. Занимается разработкой концепций для музеев как архитектор, дизайнер и сценарист, курирует международные биеннале. Игорь Сорокин, Саратов, член Ассоциации менеджеров культуры. Реализованные проекты с Благотворительным фондом Владимира Потанина: «Музейная долина», «Саратовское озеро: сакральная география», «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города» и др. Дмитрий Меркушев, Пермь, архитектор ООО «Новый город». Лауреат архитектурного конкурса «Пермский деревянный дом». Автор дизайна экспозиции музея «Пермские моторы», выставок «Заводы: прямая речь» (Уральский филиал ГЦСИ) и ряда выставок Пермской художественной галереи.
Чтобы проникнуться духом города, проектная группа совершила прогулку по Волгограду, поднялась на Мамаев курган, где помимо памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» гости посетили резервуары чистой воды (РЧВ) городского водоканала. Полезной и вдохновляющей была экскурсия на водоочистные сооружения «Северные», крупнейшую фабрику чистой воды в городе.
В обывательском представлении создать музей — значит, красиво расставить экспонаты. Однако музеем собрание предметов делает не количество и даже не качество этих предметов, а интерпретация связанных с ними историй. И если основная тема проектируемого музея — вода, то это вода в истории, в мифологии, в технологии, вода в философском понимании и в чувственном ощущении. Проектирование музея в современном понимании предусматривает разработку концепции, тематико-экспозиционного плана, небанальную интерпретацию коллекции и наследия, а также особую драматургию и сценографию экспозиции, отвечающие за ее эмоциональное восприятие.
Несмотря на то, что изначально перед проектной группой ставилась задача трансформации корпоративного музея в городской, проектировщики решили расширить границы своей работы. В итоговый документ, который будет создан по итогам встреч в Волгограде и предложен на рассмотрение власти и бизнесу, войдут две институции. Во-первых, это парк индустриальной культуры «Царицынская водокачка», во-вторых, входящий в его состав музей историй чистой воды «Фильтры». Дополнительный импульс такому подходу придала одна из встреч в эту насыщенную неделю.
![Экскурсия на очистные сооружения](http://delosmi.ru/wp-content/uploads/2018/01/foto-2-300x225.jpg)
Заместитель губернатора Волгоградской области — председатель комитета культуры Владимир Попков и председатель комитета Волгоградской областной Думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Александр Осипов пригласили проектную группу к разговору о путях трансформации культурной политики. Поможет ли культура снизить уровень агрессии и нетерпимости в обществе? В сущности, два часа разговор шел о том, почему люди уезжают из городов (а уезжают и из Волгограда, и из Перми, и из Нижнего Новгорода) и что им предложить, чтобы захотелось остаться. Одна из проблем крупных городов, которую некоторые пытаются решать, а некоторые еще даже не задумываются, — насколько интересно здесь жить. Если город станет интереснее — это огромное достижение. Это важнее, чем если он станет чуть-чуть богаче от продажи своего имущества. Культурные проекты, подобные тому, что разрабатываются на Царицынской водокачке, дают и эффект психологической стабильности городскому сообществу: сопричастность к их реализации повышает лояльность к городу самых активных групп горожан.
«Волгоград при всем своем многообразии и развитости в различных направлениях, на наш взгляд, обеднен нестандартными культурными и музейными пространствами. Из-за этого нарушается цельность и так довольно растянутой городской агломерации. Традиционного понимания музейно-выставочных пространств и учреждений недостаточно. В городе множество людей не могут реализовать свой творческий потенциал, — сказал Владимир Попков, открывая встречу. — Мы всегда стараемся услышать советы профессиональных экспертов, особенно, когда столь представительная коллегия находится в нашем городе. Это необходимо для понимания того, что мы можем использовать в современных реалиях и к чему следует стремиться». По мнению Александра Осипова, Волгоград столкнулся с вызовом, продиктованным статусом города как патриотического центра: «Использование героической тематики ведет к тому, что общество не воспринимает войну как трагедию». Он считает, что музейная деятельность должна вернуть региону восприятие богатства и многообразия его истории и видов деятельности, присутствовавших на нашей земле. Что же ответили на этот посыл?
Евгений Стрелков: Чтобы перевернуть представление, необходима точка опоры. На наш взгляд, Волгограду повезло, у него есть такая точка — Царицынская водокачка. В ходе проектной сессии мы рассмотрели ее с разных сторон. В этом объекте сошлись сразу несколько смыслов: это одновременно индустриальное, инновационное и кросскультурное место. Еще один очень важный фактор заключается в том, что здесь сходятся три мощные силы — бизнес, власть и городское сообщество. Эта точка сборки города локальная и потому недорогая с точки зрения необходимых для ее развития ресурсов. Нам кажется, что это огромная удача для вас. Далеко не у каждого города есть такая уникальная возможность. Царицынская водокачка — самое удобное место для запуска трансформации культурного пространства Волгограда.
Сергей Ковалевский: К трем перечисленным силам я добавлю четвертую — силу культуры. Многие города и регионы Великобритании, Германии и других стран получают новый импульс развития от культурных институтов. Культура работает с ценностями и со смыслами. Мы надеемся быть полезными этому развивающемуся городскому организму. Формально мы приехали заниматься музеем водопровода, но в ходе работы стало понятно, что это слишком узкая рамка: будет разработана концепция развития не только музея, но и территории. Царицынская водокачка может создать очень важный для Волгограда прецедент конверсии индустриальной эпохи в совершенно иную, смысловую эпоху. Опираясь на эту площадку, можно вообразить будущее. Она достаточно технологична не только как объект коммунального хозяйства, но и в области культуры — как основа для производства смыслов, ценностей и образов.
![Лекция Игоря Сорокина](http://delosmi.ru/wp-content/uploads/2018/01/foto-3-300x199.jpg)
Как работают эти смыслы и образы, горожане могли увидеть на публичных лекциях, которые члены проектной группы провели для всех желающих в креативном пространстве «ЛОФТ1890». В первый вечер Евгений Стрелков рассказал о своем опыте внедрения современного искусства в краеведение, а Игорь Сорокин — об опыте создания рассредоточенного музея, занимающего весь город, когда экспонаты и музейные истории идут в город и, наоборот: с городскими историями экспонат обретает смысл. Во второй вечер Дмитрий Меркушев познакомил волгоградцев с мировым опытом реконструкции исторических зданий для музеев. Сергей Ковалевский поразил аудиторию богатейшей подборкой и глубоким анализом практики «интервенций» искусства в городскую среду и среду традиционной музейной экспозиции, показав гармонию соседства и сотрудничества факта и вымысла.
Завершив сессию, проектировщики разъехались по домам, чтобы продолжить работу. Нас ждет свежая интерпретация индустриального царицынского наследия, сопоставимая с мировым уровнем запросов к таким проектам. А для города это начало большого и увлекательного пути.
Текст: Анна Степнова, директор музея водоканала, председатель АНО «Арт-медиа-центр «Коммуна»
Фото предоставлены автором