Во многих книгах, особенно популярных, пишут, что своим названием озеро Эльтон и находящийся рядом с ним поселок обязаны англичанину Джону Эльтону. Но на самом деле это название появилось задолго до XVIII века, когда бравый капитан, ни разу не бывавший в наших краях, поступил на российскую службу.
Соляной промысел
В огромном пласте документов XVII-XVIII веков озеро с названием Эльтон упоминается неоднократно. Первый раз слово «Эльтон» упомянуто в 1655 году в связи с разрешением частной разработки соли: Российское правительство тогда заключило договор с калмыками, и озеро оказалось доступным для русских солепромышленников. В 1705 г. у Эльтона построили «земляной городок», целью которого стала охрана рубежей от калмыцких набегов.
До 1747 г. правительство то разрешало, то запрещало добычу соли с Эльтона (в 1707 и 1731 гг.). В 1744 г. году вышел указ о разрешении частным купцам заниматься разработкой соли, а с 1747 г. начинается разработка Эльтона казной, для чего земляной городок был возрожден и обнесен валом; в нем разместили артиллерию и гарнизон. Затем появились канонир с пушкой, а гарнизон был увеличен с 5-6 человек до нескольких десятков: оставленные солевозцами землянки, различные хозпостройки и лодки подвергались разгрому со стороны калмыков. Ограблений не было, кочевники стремились просто максимально все разломать и ускакать в степь.
Нападали калмыки и на солевозцев. Расстояние от Эльтонского озера до камышинских соляных магазинов составляло 127 верст. Весь камышинский тракт был разбит на 12 станций-уметов, при которых стояли постоялые дворы и харчевни, но самое главное — там была питьевая вода для людей и скота. Весь путь можно было преодолеть за шесть дней. В целях обеспечения сохранности соляных караванов Сенат запретил калмыкам кочевать по ближайшим к Эльтону рекам. В ответ на это калмыки еще чаще стали нападать на караваны с солью и поселения рабочих.
В 1768-1770 гг. непосредственно на озере работало до 4000 человек. Работы по выламыванию соли и перевозке продолжались с мая по октябрь. Все рабочие были вольными людьми. Определенный процент работников заболевал в наиболее горячее время, так как воздух был испорчен испарениями от соленого озера. Случались и смерти.
Вольные ломщики и солевозцы
В 1759 г. начался сбор средств на строительство храма при озере. Но жертвовали мало, и за 30 лет собрали чуть более 427 рублей. Правда, в 1760 г. построили примитивную часовню, для которой с трудом находили сессионных священников. В 1844 году на Эльтоне все-таки построили каменную однопрестольную церковь, при которой находилось 132 постоянных жителя. С учетом небольшого количества жителей можно предположить, что они стали довольно зажиточными, раз позволили себе построить такую церковь.
Для крепостных крестьян Эльтон был возможностью освободиться от помещичьего гнета, и, несмотря на официальные запреты, беглые прибывали сюда довольно часто. Именно они и стали первыми жителями поселка. Соляные власти смотрели на беглецов сквозь пальцы, т. к. большого количества желающих жить и работать в этих местах не находилось.
В 1792 г. указом Правительствующего Сената эльтонские чумаки были сделаны казенными солевозчиками. Они не несли рекрутской повинности, а взамен ее доставляли соль в казенные магазины Николаевской и Покровской слобод, расположенных напротив Камышина и Саратова через Волгу. Помимо этого, солевозцам нарезали довольно большие земельные наделы, что было очень привлекательно.
В 1828 году все солевозцы без исключения были переведены в разряд государственных крестьян, добыча соли стала вольной. Теперь основная забота государства — сдавать озеро в аренду. Купцы брали подряды и нанимали тех же самых работников — ломщиков и возчиков. Эльтон давал две трети добываемой в государстве соли. Государство очень хорошо зарабатывало на соли, затрачивая на обслуживание подрядов примерно 6 процентов от доходов. С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и полностью передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на Эльтон и Баскунчак.
Эльтон старый, Эльтон новый
В 1871 г. обсуждался проект железной дороги Эльтон — Николаевская слобода, но решили строить участок Баскунчак — Владимировка; строительство завершилось в 1883 г. Добыча соли на Эльтоне стала падать, тем более что все чаще писали о более высоком качестве баскунчакской соли. В конце концов в том же 1883 г. добычу соли на Эльтоне прекратили. В это время Эльтонский городок значился казенным соляным промыслом в Средне-Ахтубинской волости. Однако поселок продолжал существовать: в 1873 г. в нем проживало уже 176 человек, а в 1897 г. — 190.
Активно строились новые участки железной дороги. 9 июля 1907 г. открыто движение на участке Красный Кут — Бузань-пристань, 15 декабря 1909 г. — на участке Бузань — Астрахань. Железнодорожная станция получила название Эльтон, и от поселка, который благодаря открытию станции стал называться Старый Эльтон, ее отделяло 25 верст.
С началом строительства железной дороги (1904-1905 гг.) вокруг станции Эльтон РУЖД понемногу обустраивался поселок Новый Эльтон. Он стал точкой притяжения для близлежащих степных хуторов, особенно с открытием движения по железной дороге в 1907 году. Хуторяне приезжали со своим товаром, загружались в поезд и ехали торговать в Астрахань, а городские мелкие лавочники стали возить товар на новые станции, при которых заработали ярмарки. Да и само количество хуторов в районе железной дороги быстро выросло. Постепенно стал возрождаться и соляной промысел на озере, причем с его восточной стороны, где и расположился поселок Новый Эльтон. В 1910 году на озере неподалеку от станции Эльтон открылся грязевой и бальнеологический курорт.
В 1913 году в Новом Эльтоне в 22 дворах проживало 225 человек, в Старом Эльтоне в 40 дворах — 212 человек. Для сравнения: в Джаныбеке проживало 1210 человек в 280 дворах, в Сайхине — 118 человек в 47 дворах. К 1917 г. население поселка Новый Эльтон выросло до 1856 жителей, хотя по сравнению с соседями это не такая значительная величина: в Джаныбеке к тому времени проживало 4226 человек, в Кайсацкой — 6273. В 1906 г., когда была построена железная дорога Красный Кут — Астрахань, появилась и Палласовка.
Век войн и революций
В Гражданскую войну оба Эльтона были задействованы противоборствующими сторонами. На станции Эльтон находился бронепоезд красных. В 1921 г. в селе Старый Эльтон антисоветские партизаны сожгли несколько канцелярий: 3 апреля — волостного, а 4 мая — сельского советов; ограбили крестьян на пашне с целью срыва посевной кампании.
С созданием Нижневолжского края 11 июня 1928 г. был образован Владимировский район в составе Астраханского округа Нижне-Волжского края. Группа Старо-Эльтонских хуторов вошла в Житкурский сельсовет этого района, а Новый Эльтон вместе с примыкающими к нему одиночными хуторами — в одноименный сельсовет. Постановлением ВЦИК от 10 января 1934 г. Нижневолжский край был разделен на Сталинградский и Саратовский края. В Сталинградский край вошла территория бывших Астраханского, Камышинского, Сталинградского и Хоперского округов, а также Владимировский район. А в 1935 г. наряду со Владимировским районом появился и отдельный Эльтонский район.
Постановлением президиума Сталинградского краевого исполнительного комитета от 19 августа 1935 года «О центре Эльтонского района» с. Житкур стало районным центром Эльтонского района. По данным справочника «Районы и населенные пункты Сталинградского края» на 1 января 1936 г. в состав Эльтонского района среди прочих входили Житкурский сельсовет, в котором уже не упоминается Старый Эльтон, и Эльтонский сельсовет с поселком Эльтон. Этот Эльтон — бывшая железнодорожная станция и возникший из нее поселок Новый Эльтон, а вот что произошло с поселком Старый Эльтон — до сих пор неясно. Он продолжал фигурировать на географических картах еще лет 15, но, как известно, на картах отражена не совсем оперативная информация.
С созданием Сталинградской области 5 декабря 1936 г. в ее состав вошел и Эльтонский район. Летом 1942 г. рядом с Эльтоном был в рекордные сроки построен военный аэродром (а всего в районе в течение 45 дней было построено 5 аэродромов, на которых дислоцировалось несколько авиаполков 8-й Воздушной армии). Чудеса героизма показали железнодорожники, которые на участке Саратов — Баскунчак в 2 раза увеличили пропускную способность путей, построив 6 железнодорожных разъездов в течение месяца. В Эльтон также отправляли эвакуированное население и раненых, поскольку в местном госпитале для лечения задействовали ресурсы эльтонского курорта.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1953 года был ликвидирован Эльтонский район Сталинградской области, его территория была передана в состав Палласовского района. Решением исполкома облсовета от 23 сентября 1959 года поселок Эльтон Эльтонского сельсовета Палласовского района был отнесен к категории курортных поселков. В 1959 г. в поселке Эльтон проживало 5220 человек, через 11 лет — 3022, а в 2010 г. — 2723.
Текст: Андрей Клушин
Фото из личного архива автора, а также с сайтов yandex.ru и fotorelax.ru