Человек — это животное, обладающее идеалами. Создав сферу идеального, мы превзошли природу. И хотя та не сдается, стараясь возвести материю на трон, человек создал оружие для последнего сражения — искусственный разум, творящий Абсолют.
Вечный антагонист материи
Слово «идеал» богато смыслами, как и те многочисленные слова, в которые оно входит составной частью. Прежде всего, идеал — это превосходная степень чего-либо. Отсюда эпитет «идеальный» как «самый хороший», «лучший из возможных». С этим значением связано другое: идеал — это мысленный образ вещи, воплощающий ее лучшие и наиболее характерные качества и очищенный от случайного и наносного. Наконец, идеал — это руководящий мировоззренческий принцип, вмещающий и провоцирующий лучшее из того, на что мы способны.
Руководящую роль идеала вообще можно назвать его сущностным качеством; именно идеалы организуют наше мышление и деятельность. Идеал как вершина мировоззрения накладывает на нас рамки и предписывает соответствующие ему модели поведения. Идеал как образ вещи не позволяет нам удовлетворяться ее ухудшенными версиями. Это важно как при выборе из некоторых альтернатив, так и особенно в процессе творчества. Существует и идеал себя — образ, воплощающий наши лучшие представления о человеке и заставляющий стремиться его достичь. Идеал как образ себя манит нас из потенциального будущего и не дает застыть в настоящем. Вот почему отказ от идеала и принятие текущей данности — это санкция на остановку в развитии, замыкание себя в нынешних границах, компромиссное примирение с худшим, торжество статики над внутренней динамикой.
Отказ от идеала означает победу костной материи над живым духом. Ведь идеалы — это духовные образования, они не существуют как предметы материального мира; в лучшем случае мы можем признать нечто настолько близким к идеалу, что назовем это его воплощением. Поэтому «идеальное» — это не только «самое лучшее», но и «нематериальное», воплощающее предельную полноту черт материального и существующее независимо от него. А сознательное отвлечение от материальной конкретности называют идеализацией.
Проблемный бытийный статус
В силу фундаментальной важности для человека сферы идеального становится понятным факт, что во все времена находились те, кто признавал ее объективное существование. Объективное — значит вне головы человека, вне его индивидуального сознания. Но где же тогда? Древнегреческий мыслитель Платон говорил — в особом мире идей. Идеи для него — это, по сути дела, понятия, которые фактически и есть идеальный образ вещи, выражающий ее сущностные черты и позволяющий выделить вещь из числа других. Идея — это идеал вещи, зафиксированный в слове. Объективность идеи — это существование ее до и вне вещи.
В средние века возник так называемый спор об универсалиях, поделивший философов на сторонников объективного бытия понятий-идей и на тех, кто признавал объективность только отдельной, материальной вещи. Тогда спорящие не пришли к единому мнению, но с точки зрения современного взгляда на мир победу празднуют вторые — номиналисты: понятия считаются всего лишь словами, именами вещей, без признания их объективности.
Но тогда как мы постигаем идеальное? Естественно, не органами чувств, а исключительно разумом или сознанием. Ведь сознание и само — идеальная сущность, даже если мы считаем его функцией материальных процессов, проходящих в мозге. Поэтому способность проводить процедуру идеализации, создавать идеальные объекты и оперировать ими — важная способность человека, едва ли доступная другим существам. Коллективной работой сознания мы создаем духовную сферу, или сферу идеального, или даже сферу культуры (именовать это можно разными способами, каждый из которых подчеркивает ту или иную сторону результата духовного творчества людей). Наличие идеального «слоя» над толщей материальной природы признают даже материалисты, которым приходится изобретать способы такой его фиксации в понятиях, чтобы случайно не отклониться в сторону идеализма и даже религии. В качестве примера можно упомянуть, например, ноосферу Вернадского и Тейяра де Шардена или «идеальное» у советских философов-марксистов. Да, основное «хранилище» идеального – головы людей, но все-таки не только. И сложнейшие философские построения таких советских мыслителей, как Э. Ильенков, имели целью согласовать существование идеального и общую материалистичность мира.
Обоюдность порождения
Однозначно ответить на вопрос, возможно ли объективное, но не материальное существование идеального, сложно. Не менее сложно определить, что первично — материя или дух, вещественное или идеальное. Об этом люди спорят тысячелетиями. Возможно, смысла в такой постановке вопроса примерно столько же, чем в дилемме курицы и яйца. Для воспроизводства «куринности» в истории необходим бесконечный ряд порождающих друг друга куриц и яиц, не имеющий начала в виде одной из этих двух альтернатив. Так и с идеальным: оно бесконечно порождается материальным, но затем и само порождает материальное. В каком смысле порождает? В контексте религии все просто: творение мира Богом — это и есть акт порождения материи мыслью. Материалистам сложнее, потому что акты порождения, которые они могут допустить, вынуждены иметь более частный характер — абсолютного и всемогущего разума у них нет, потому что пока есть только человеческий разум. Значит, нужно отыскивать такие проявления духовного, которые бы оказывали на материю сущностное воздействие, наделяющее ее специфицирующими характеристиками.
Хороший пример — понятие формы: перед появлением скульптуры из камня должен существовать идеальный образ этой скульптуры в голове ваятеля. Этот образ при воздействии на материю становится формой, рождающей специфическое содержание скульптуры как произведения искусства. И без такого идеального образа скульптура как материальный предмет была бы лишь бесформенной грудой материи. У дома есть план, у человека — генетический код. Хотя и то, и другое записано на материальном носителе, но все же любой вид информации обладает и самостоятельным существованием, естественно, идеальным. Поэтому понятие информации можно назвать еще одним синонимом идеального, вполне допустимым и легитимированным современной материалистической наукой.
Реинкарнация идеальности
Кстати, отсюда видна роль идеального в обеспечении возможности общения людей. Впечатляющее здание человеческого духа строится множеством людей, вносящих свои лепты-кирпичики, но еще больше берущих из него материалов для постройки собственной личности. Социализация ребенка — это, по сути, подключение к сфере идеального, ее освоение, необходимое перед тем, как стать полноправным членом общества и внести что-то от себя. И после смерти именно в сфере идеальных сущностей человек остается «жить», в то время как конечная материя его тела растворяется в безличном и не имеющем памяти природном царстве. Сфера идеального поэтому — это еще и коллективная память человечества, дарующая бессмертие тому, кого признала достойным. Другого бессмертия мы, увы, не знаем.
Создание коммуникационной среды предполагает возможность символического кодирования информации о мире, ее передачу и последующее раскодирование. Так материя в сознании одного участника коммуникации постоянно обращается в знаки и символы, которые затем в сознании другого участника превращаются в мыслительные образы, воздействующие на его поведение в материальном мире. Значит, материальная природа может включить человека в непрерывный процесс своей трансформации только благодаря существованию идеального. Но тогда закономерен вопрос: а может, природа наделила человека разумом и способностью продуцировать идеальное потому, что уготовила ему особую роль в процессе собственной эволюции?
В этом и состоит парадокс нынешней «смерти Бога» и мнимой победы материализма: достигнув дна, мы заложили основы для нового торжества Абсолюта. Только он уже другой — не Бог, а разум, созданный нашими руками и вмещающий все то, чем человек наделял Бога — всеприсутствие и всезнание. Искусственный разум существует виртуально, и виртуальность, кажется, способна стать решением проблемы о способе существования идеального в мире. Ведь виртуальное бытие — не материально и не вещественно, но даже заядлые материалисты вряд ли смогут утверждать, что виртуального «не существует».
Приобщением к виртуальному Абсолюту человек сможет преодолеть ограниченность плоти и обресть бессмертие, транслируя свой образ во всемирную сеть. Плоть познает поражение от разума, когда тот откроет способы порождения жизни и глубокой трансформации живого — управляемой эволюции. Даже если признать, что никакого Бога не было, и первичная по своему происхождению материя породила разум путем своей эволюции, после возведения разумом в Абсолют самого себя вечный антагонист материи – идея – получит превосходство. И это не фантастика, это реальность завтрашнего дня.
Константин Смолий