Территория села Верхне-Ахтубинского с глубокой древности была местом хорошо известным и посещаемым. Здесь жили и любили переправляться через Волгу скифы, сарматы, гунны, готы, булгары, хазары, арабы, половцы, монголо-татары, ногайцы, калмыки — пока не появились на этих берегах русские.
Непривлекательное шелководство
На этом месте – берегу Ахтубы в районе города Волжский – существовали два довольно развитых татарских города XIII–XIV вв. Кроме того, здесь располагалось одно из первых поселений Золотой Орды, где жили русские, и которое посещали практически все князья со времен Александра Невского. Татарский темник Мамай в 1367 г. уничтожил оба города и надолго погрузил эту территорию в запустение — лишь иногда заходили сюда кочевые племена ногайцев, попавшие в 1630 г. в зависимость от пришедших из глубины Азии калмыков. В 1723 г. была поставлена казачья станция «Речка Ахтуба» Почтового тракта, основанного по указу Петра I от конца 1722 г. Этот момент и стал началом освоения края русским населением.
Построенная в 1720 г. Царицынская сторожевая линия, при которой были поселены казаки, являлась «землей обетованной» для беглых крестьян со всей России. Заинтересованные лица регулярно писали императрице, что беглым и праздношатающимся крестьянам в районе Нижней Волги требуется амнистия, что их рабочие руки можно было использовать по назначению. 10 марта 1757 г. директору Астраханской садовой конторы И. А. Паробичу выдано предписание о строительстве шелкового завода и поселения при нем, что и дало начало селу Верхне-Ахтубинскому.
Однако крестьяне подозрительно отнеслись к идее работать на шелководстве, и потому два года, данных на обустройство, потратили только на строительство своего Верхне-Ахтубинского городка. В 1759 г. инспектор Садовой конторы Кавтарадзев не нашел ничего похожего на строительство завода, но отметил: безродненцы занимаются выращиванием арбузов. Поселенцы оказались в удивительном положении: они фактически освободились от крепостной неволи и за свою работу получали жалование деньгами и продуктами.
Новый главный смотритель, адъюнкт Академии наук Н. П. Рычков (1746–1797), основал селения Заплавное (1774), Верхне- и Средне-Погромное (1777) и Пришиб (1778). Рычков пригласил 1300 семей-добровольцев из крестьян центральной России для заселения и освоения края, хотя на тот момент крестьян на шелковом заводе было более чем достаточно. Люди пришли организованно и добровольно. В результате по 4-й ревизии (1782 г.) на всем Ахтубинском шелковом заводе было обнаружено 306 душ сходцев, в том числе и сомнительного происхождения. Не исключено, что кто-то из них состоял в войсках Емельяна Пугачева.
Нежелание крестьян заниматься шелководством лишало их многих привилегий и льгот. Наконец, в 1800 г. завод закрылся, но крестьяне в результате оказались даже в выигрыше: имущество предприятия, и прежде всего земли, фактически разделили между ними. Назначенный незадолго до этого директором московский писатель-сатирик Н. И. Страхов обнаружил только четыре селения из шести, числящихся по шелководству, так как Погромные уже примерно с 1793 г. перешли на местном уровне в разряд солевозчиков Камышинской соляной конторы. Другие селения Ахтубинского шелкового завода тоже подали прошение о переводе в солевозчики, но было поздно: Страхов не позволил. Лишь 17 июня 1812 г. было утверждено решение о переводе четырех ахтубинских сел в солевозцы. Решение это было отменено спустя 6 лет, 5 августа 1818 г.: в новом Указе о соли они не упоминаются. В дальнейшем жизнь наших ахтубинских крестьян не менялась.
Труды и дни
Датский еврей, принявший лютеранство в 1825 г. и перешедший на русскую службу с того же года, доктор Ханс (Иван Самойлович) Гауровиц (1803–1882), находясь в течение 6 лет в Сарепте, неоднократно посещал в 1826–1832 гг. эти места и видел, что «на берегах Ахтубы теперь шесть крупных селений, жители которых в основном все богаты. Рыболовство и скотоводство являются их основными занятиями, некоторые также занимаются земледелием на полях, которые у них имеются на хуторах».
Известный саратовский краевед, писатель, этнограф и журналист Андрей Филиппович Леопольдов (1802-1875) посещал Безродное в 1837 г.: «Первые поселенцы, как говорит предание, были беглые и ссыльные. Отсюда и название Безродного. Среди пришельцев, говорят, были люди презамечательные, и, заметно, не простые. Они уединялись от общества, молчали, вздыхали и тосковали о чем-то, медленно свыкались с обществом и, наконец, освоились с ним и местным раздольным краем. Посмотришь на здешний народ: кровь с молоком! Живут в изобилии».
Беда этого края — нездоровая конкуренция между близлежащими селами, особенно между Безродным и Средней Ахтубой. Последняя почему-то считала себя несправедливо обиженной и всячески стремилась доказать свое первенство. Поскольку к концу XIX в. земель стало не хватать, а на душу населения у сравнительно малочисленного Безродного — здесь проживало в 2,5 раза меньше людей — территорий было значительно больше, частыми стали самозахваты соседями безродненских земель в пойме. Безродненцы не давали себя в обиду и старались мирным путем вернуть свое, однако случались и серьезные стычки, как, например, в 1909 г.
Столыпинская земельная реформа 1906 г. для нашего края практически не имела значения — отдельные хозяйства на хуторах были очень развиты еще с XVIII в. Поэтому почти все священство Заволжья выступало ярыми противниками реформы, наиболее строптивых даже задерживали в Царевской тюрьме.
В 1907 году село Верхне-Ахтубинское посетил Иван Иванович Солосин (1875–1938), один из основателей Астраханского университета. Он писал: «С обеих сторон Верхне-Ахтубинского по берегу реки версты на 2, на 3 тянутся фруктовые сады, в которых культивируется по преимуществу вишня, яблоки и груши. Главные промыслы жителей Безродного — скотоводство и земледелие. Почти каждый хозяин разводит рогатый скот и овец. Многие имеют фруктовые сады. Рыболовством занимаются обыкновенно весной, когда Ахтуба становится полноводной».
Ахтубинский Сион
Священники отмечали, что хуторская жизнь ведет к отпадению от православия и возникновению сектантства, которое было особенно развито на хуторах. Один из известных сектантов родился в нашем селе — Андрей Лукьянович Черкасов, «Лукьяныч» (1827–1902). Он стал главой крайне одиозной секты — «страннического духобратства», позднее переросшего в еноховство, о котором заговорили по всей Российской империи. Крестьянин Верхне-Ахтубинского села Астраханской епархии задумал распространить славу о своей якобы богоугодной и благочестивой жизни. Около 1860 г. он перешел за полверсты от своего села, поселился в мельницах, на горе в убогой лачуге-землянке. Сейчас это место в 39-м квартале г. Волжского. В 1896 г. после трагедии на коронации Николая II на Ходынском поле Лукьяныч вдруг принялся говорить, будто царя подменили и вместо него правит Антихрист, все теперь стоят перед Концом Света и спастись могут только те, кто последует за праведниками.
Еноховцы стали строить в хуторе Киляковка так называемый Сион с подземными ходами и конференц-залом на 200 мест, так как один из братьев Киляковых (предки которых были среди первых поселенцев села) — Антон — был ярым приверженцем нового лжеучения, за что и был в итоге выслан вместе с другими 17 главными последователями Лукьяныча в Польшу на 5 лет. В январе 1902 г. Андрей Лукьянов скончался в заключении в Суздальском монастыре. Секта эта была одной из разновидностей хлыстов.
Разрушение и поглощение
После революции в 1919 г. был образован Ленинский уезд, центром которого стал город Ленинск (бывшее село Пришиб), а 9 июля 1928 г. — Среднеахтубинский район, куда вошла и Верхне-Ахтубинская волость. Во время раскулачивания дореволюционная привлекательность центра села, созданная каменными зданиями, принадлежавшими высланным крупным собственникам и купцам, была существенно нарушена, поскольку они были разобраны и перевезены в райцентр — Среднюю Ахтубу. То же самое произошло и с разобранными зданиями Николаевской церкви и монастырем в середине 1930-х гг. Так, в конечном счете Средняя Ахтуба и отомстила Безродному за ранее якобы причиненные обиды.
Война, в августе 1942 г. добравшаяся до волжских берегов, довершила разгром села. Состоявшее в большей степени из деревянных домов, оно было подожжено в первые же дни налетов немецкой авиации. Толпы беженцев покидали Безродное, жить здесь стало опасно, люди расселялись подальше от линии фронта. Оставшиеся же жители показывали чудеса героизма, с каждым днем приближая победу, после которой, кстати, не все вернулись в родные места. Именно такую разруху и обнаружили в 1950 г. первые строители Сталинградской ГЭС, что и было запечатлено на немногих снимках — на пустом месте строится город-сад.
Новый поселок, впоследствии город Волжский, какое-то время сосуществовал вместе с еле выжившим селом. Но бюрократическая машина не хотела признавать соседство стройки и захудалой деревни, и часть жителей вынудили переселиться и основать новый поселок — Рабочий. Часть жителей перебралась в пойму, основав поселок Приканальный, часть — в райцентр. Переселения продолжались с 1952 г. до конца 1954 г.
В большом городе Волжском село Безродное не пропало, оставив два прекрасных дореволюционных здания: Волостной управы (1881 г.), ныне городская картинная галерея, и мельницы Дамера (1911 г.). Многие жители бывшего села и их потомки сейчас являются волжанами.
Текст: Андрей Клушин
Фото предоставлены автором