История этого населенного пункта тесно связана с началом шелководства на Ахтубе, причем появилось село не благодаря этому промыслу, а вопреки. По сути, никакого села и вовсе не должно было быть — но оно выжило, укрепилось и 1928 году стало районным центром Волгоградской области, каковым и остается уже девяностый год.
Беглецы
В 1757 г. стали легализовывать беглых крестьян. Например, легализоваться можно было в садах Астраханского края, где одно время требовались свободные руки. Однако и после того, проект привлечения работников был закрыт, людей будоражили ложные слухи о том, что на реке Ахтубе и в Астрахани дают свободу. Народ волновался, бежал в указанные края, бросив все, а тех, кто препятствовал переселению — уничтожали, совершая еще более страшные преступления.
Набор крестьян в сады вызвал серьезное отторжение у чиновничества той же Астрахани, ведь, по сути, общероссийские законы о частной собственности (каковой считались крестьяне) вдруг переставали действовать в Астраханском крае. Указ Сената от 13 января 1758 г. разъяснял: «из Тамбовского и Козловского уездов разных помещиков крестьяне, забирая свои пожитки и лошадей, бегут, а другие чинят разглашение, якобы оные беглые, собравшись в Царицыне и переправясь чрез Волгу, порыв землянки, живут, и принимать будут впредь всяких прихожих людей, а некоторые крестьяне и явным образом бегут же, объявляя при том побеге, что они идут для поселения в Царицын и в Камышинку к шелковому казенному заводу, где для принятия де их якобы определен майор Парубич; по понеже таковое разглашение ложное, и помянутые крестьяне побеги и поселении собою чинят в противность указов, а паче помянутые лжи разгласители, лаская вольностью простой народ, не иное что, как сами, так и их под неизбежное наказание влекут».
Для следствия о поселении беглецов при Ахтубинском шелковом заводе был назначен коллежский советник Александр Данилович Полозов. В марте 1758 г. он прибыл в Царицын, отправил на Ахтубу команду, расставил кругом караулы и привел садовников в великий страх. Академик Самуил Гмелин сообщал, что беглые «в коротком времени выбраны, наказаны и обратно к своим отосланы помещикам». Из 3000 беглецов на Ахтубе только 20 после пыток и порок не признались в том, кто они и откуда. Их надлежало поселить в городке Безродном (Верхне-Ахтубинском), жители которого, однако, не захотели их принять. Поручику Ивану Цыплетеву ничего не оставалось, как оставить последних в свежеоснованном селении Нижне-Ахтубинский городок, который расположился в 12 верстах от Безродного ниже по течению Ахтубы.
Бедный средний городок
С этого момента, вероятно, и началась вражда между селениями. Среди документов за 1758 год находим известие, что «наместник Калмыцкого ханства Дундук-Даши прислал жалобу на поселившихся у Царицына на шелковых заводах, что они строят город и сильно обижают издавна живущих там калмыков, грабят их». Но город удалось построить только в 1766 г. при самом активном участии астраханского губернатора Н. А. Бекетова, которому подсказал эту идею его доверенное лицо (с 1765 г. — полковник) И. Е. Цыплетев.
Многие путешественники XVIII в. отмечали малонаселенность и бедность Нижне-Ахтубинского городка. Если бы не организованное переселение казенных крестьян, затеянное Императрицей в 1773 г., то, вероятно, сложно было бы говорить о селе Средняя Ахтуба, которое к концу XVIII в. еле насобирало население, необходимое для постройки церкви (Покровская церковь была построена и освящена в 1801 г.). В 1793 году, когда в поселении еще не было церкви, академик Петер Симон Паллас писал: «Средний Ахтубинский городок (13 верст), который, среди прочих стоящих на Ахтубе деревень, застроен беднее всего, и крестьяне в нем самые бедные, вынуждены заниматься земледелием далеко в степи, так что некоторые пашут на расстоянии более 50-60 верст от Ахтубы».
В середине XIX в. благочинный Иван Игнатьевич Безобразов писал, что находившееся «село Нижне-Ахтубинское между двумя соседственными селениями Верхне-Ахтубинским и Заплавным стало занимать средину, то оно с этого времени и получило себе другое название — Среднее или Средне-Ахтубинское». Любопытно, что еще Паллас сообщал о двойственном названии села, что оно и Нижнее и Среднее одновременно. Документы Государственного архива Волгоградской области сообщают, что Заплавное тогда называлось Нижним Заплавинским городком. Получается, что два села имели в названии слово Нижнее, одно из которых и было затем заменено на Среднее.
Бурный рост
Директор Ахтубинских шелковых заводов Н. И. Страхов впервые отметил, что Средне-Ахтубинский городок «ослушный и буйный», а его голову Черемышкина назвал «совершенным врагом шелководства и ослушником». Нелестную характеристику оставил Страхов и о местных жителях: «По давнишним делам видно, что ахтубинские крестьяне обличаемы были в содержании беглых и в сношениях с разбойниками; ныне сие прекращается, но зато пьянство между ними в самой высшей степени». Чиновник Царицынской канцелярии также замечает, что Страхов «жалуется, что Ахтубинские жители, будучи развратны, а больше порочит женский пол, оказывают к шелководству крайнее отвращение и непослушание».
После закрытия завода 22 февраля 1800 г., как и все бывшие его работники, среднеахтубинцы еще имели льготы, но их постепенно урезали, пока 17 июня 1812 г. не было утверждено решение о переводе четырех ахтубинских сел в солевозцы. Однако особой радивости в этом не проявили, и Указом о соли от 5 августа 1818 г. все четыре селения уже не значились в солевозцах. С этого времени все жители четырех ахтубинских селений стали обычными казенными крестьянами. И начался быстрый рост села.
Уже к 8-й ревизии (1835 г.) население Средней Ахтубы превысило число жителей Безродного. Что было тому причиной, неясно: по количеству отмежеванной земли безродненцы продолжали состоять в привилегированном положении. Один из исследователей все же дал разъяснение, когда в 1912 г. написал: «Село Средне—Ахтубинское на плодоторговле при 1000 десятин садов зарабатывает свыше 200 000 руб. в год; села Заплавное, Покровское и др. рядом, при тех же угодьях, на плодоторговле не зарабатывают ни копейки, потому что у этих сел не было “зачинщиков садоводства”, как говорят крестьяне». Но из сведений за 1902 г. мы можем сделать вывод, что речь идет также и о производстве пшеницы, которую Средняя Ахтуба в том году вывезла и продала в 6 раз больше, чем соседнее Заплавное.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал в 1900 г., что «селу принадлежат 642 хутора», в которых проживает 5224 хуторянина, почти треть всех жителей волости. Санитарный врач А. Л. Поленов в начале XX в. отмечал, что это «большое и богатое село, расположено на берегу Ахтубы на довольно значительной высоте. Дома большей частью деревянные, по внешности весьма недурны и свидетельствующие о хорошем экономическом положении жителей. Дворы, однако, грязны и переполнены навозом. В Средне-Ахтубинском считается 1900 дворов, имеющих до 15 000 жителей обоего пола. Жители в значительном большинстве случаев зажиточны. Занимаются хлебопашеством, скотоводством, садоводством, рыбным промыслом и отчасти кожевенным производством. Земли хорошей много; сеют большей частью пшеницу; неурожаи редки. Все село окружено садами, в которых культивируют яблоки, груши и начинают разводить виноград. Сады дают огромный доход: в 1900 г. садов было сдано в аренду на 80 000 руб.».
ХХ век
В 1917 г. население Средней Ахтубы превысило 21,5 тыс. жителей. Революции и Гражданская война раскололи общество не только на богатых и бедных, но и на желающих жить по-старому и по-новому, обострили противоречия между богатыми и менее успешными селениями. В 1926 г. население было примерно таким, как и в 1911 г.: чуть менее 17 тыс. жителей.
11 июня 1928 г. был образован Средне-Ахтубинский район. Советская власть разобщила и разорила хутора во время коллективизации, в результате население собственно Средней Ахтубы к 1941 г. резко сократилось до 6012 человек, а население всего района составило 27 243 человека, и это при том, что в состав его входили такие некогда большие села, как Безродное, Верхне- и Средне-Погромные, Рахинка.
На фронт ушло более 12 тыс. человек, а сам район приобрел огромное значение, являясь надежным тылом и плацдармом Красной армии в Сталинградскую битву. На территории района (на землях бывшего села Безродного) в 1950 г. началось строительство Сталинградской ГЭС и Волго-Уральского канала, приведшие к возникновению поселка Волжский, в 1954 г. переименованного в город. Если ГЭС все же была построена в 1961 г., то строительство канала уже в 1953 г. был остановлено.
Постепенно территория района сократилась из-за включения в границы города Волжского поселков бывших на территории Среднеахтубинского района: еще в 1962 г. поселок Краснооктябрьский (бывшее Средне-Погромное), а в 2006 г. поселок Уральский (Тещино). Некоторое время назад решалась судьба поселка Киляковка (хутора Верхне-Ахтубинской волости): его думали присоединить его к г. Волжскому. Но экономические причины (невыгодные городские тарифы для селян) не позволили это сделать. Но недалек тот день, когда и сам Среднеахтубинский район станет административно частью города Волжского. Этот проект был разработан еще в 1980-е гг., но по ряду причин не состоялся. С построением нового моста через Волгу население Средней Ахтубы стало расти и сейчас составляет примерно 14,5 тыс. жителей.
Текст: Андрей Клушин
Фото предоставлены автором