Тролли, эльфы и гномы в «Школе интеллектуального досуга»

«Метод провокации: как это работает» — именно так называлась лекция, прошедшая 16 июля в «ЛОФТ 1890» и открывшая цикл «Школа интеллектуального досуга». Первое занятие провел известный в Волгограде философ, профессор ВолГУ Андрей Макаров.

В словарях провокация обычно определяется как нечто отрицательное: «действие, направленное против отдельных лиц». Но в медицинском словаре провокация — это искусственное возбуждение каких-либо признаков болезни, то есть действие, которое способствует скорейшему обнаружению и определению болезни, следовательно, лечению и выздоровлению. Макаров рассказал, что в Древнем Риме провокацией называли обращение осуждаемого к народу: не к холодному рационализму суда, а к чувствам простых людей. Современный аналог — суд присяжных. Отрицательная коннотация понятия провокации начала проя

вляться лишь с началом эпохи рационализма, когда чувства отошли на второй план и разум стал правящей силой в мире. Борьбу разума и чувств можно увидеть во всем известном «Гамлете» Шекспира. Гамлет олицетворяет собой исключительно разум, а Офелия воплощает чистые чувства, которые, в конце концов, охватывают ее настолько, что она сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.

Андрей Макаров провоцирует публику.                                                                                  Для удачной коммуникации человеку нужна гибкость шаблонов. Тогда он сможет принимать информацию, меняться и не испытывать от этого шока.

Так все-таки провокация — это хорошо или плохо? Конечно, она вызывает отрицательную реакцию провоцируемого, ведь благодаря этому риторическому приему рвутся шаблоны, которыми живет человек. Люди современного мира привыкли к порядку: все идет по плану, по расписанию, но стоит чувствам вмешаться в нашу жизнь, и мы выходим из равновесия. Мир теряет свои былые краски и нам приходится подстраиваться под новые условия. По словам лектора, «мы живем в мире робких людей. Это и есть причина, по которой провокация расценивается отрицательно».

В конце первой части лекции профессор Макаров поставил вопрос о пользе и вреде провокации на голосование. Большинство присутствующих сочло, что провокация скорее полезна и ведет к развитию, нежели вредна и разрушительна. Сегодня человеку для удачной коммуникации нужна гибкость шаблонов. Тогда он сможет принимать информацию, меняться и не испытывать от этого шока.

Но вернемся к провокационному поведению. В сети рассматривается несколько его разновидностей: троллинг, эльфинг, гноминг, буллинг, хейтерство и др. Самая популярная среди них — троллинг. В дословном переводе с английского trolling — ловля рыбы на блесну. Можно увидеть аналогию: провокатор ловит жертву на крючок своими издевками и пытается вывести ее из себя. Происхождение понятий «эльфинг» и «гноминг» неизвестно, но можно предположить, что такие термины появились по ассоциативному ряду мифологических персонажей. Эльфинг подразумевает под собой более изощренную форму провокативного поведения, он очень близок к сарказму. Провокатор в разговоре с провоцируемым соглашается со всем, что бы ему ни говорили. При этом и провокатор, и провоцируемый понимают, что эльф и не думает соглашаться, просто делает вид, что ему все нравится. Сохраняя показное спокойствие, эльф выводит провоцируемого из себя.

Гноминг не столь изощрен, но вывести собеседника из себя может не хуже. Гном характеризуется невероятной несгибаемостью и упрямством. Что бы собеседник ни говорил, какие бы доводы ни приводил, гнома это совершенно не волнует. Он при любых обстоятельствах остается при своем мнении и пытается убедить в своей правоте всех вокруг, но не доводами и доказательствами, а простым повторением одного и того же. Правда, такое поведение может быть особенностью характера, а не сознательной провокацией (несомненно, многие встречали таких людей хоть раз в жизни). Но в лекции был рассмотрен именно осознанный гноминг, преследующий определенную цель, известную только самому гному.

Вторая часть лекции была исключительно интерактивной. Аудитория задавала профессору интересующие ее вопросы, но вот получила ли на них ответы — загадка, ведь манера речи Андрея Макарова не всегда позволяет понять, ответили на твой вопрос или нет.

Закончить хочется правильной мыслью, которую профессор высказал на лекции: «Неважно, кто вы, важно, какой вы». И пусть вы будете даже упрямым гномом, но зато добрым и хорошим.


Текст: Екатерина Климовичус. Фото: Глеб Гетманов