Копенгаген: дружное королевство

Нас с женой трудно чем-то удивить, путешественники мы опытные и с Европой, можно сказать, «на ты». Но Дания, а если официально — Королевство Дания, нас просто поразила.

Первое, что я отметил для себя по прилету в аэропорт Копенгагена — здесь все местного производства: сантехника, посуда, мебель, оборудование, светильники и т. д. Предпочтение своему!

Сам Копенгаген восхитил. Есть города, в которых не хочется в транспорт заходить, а есть — в которых не хочется выходить из него. Для нас это показатель. До обеда в субботу, отоспавшись после перелета из Исландии, прокатились на городском экскурсионном автобусе, вышли на остановке рядом с памятником русалочке и отправились гулять. Погода баловала.

Очень интересный, удобный, ухоженный, в чем-то монументальный, а в чем-то простоватый город. Архитектура, исторические места, парки, дворцы, замки, музеи, каналы, кафе, люди. Атмосфера. Я ожидал увидеть иное, так как про Данию особо ничего не слышал, и мои представления рисовали нечто провинциальное и скромное. Но это совсем не так.

В субботний вечер — людское столпотворение в местах концентрации общепита. С трудом нашли свободный столик в Новой гавани. Официанты «летают». Представляю, какие выручки! Интересно, что с одной стороны, ближе к домам, люди питаются в кафешках за столиками, а с другой — ближе к каналу — все занято компаниями, пришедшими со своей едой и своим спиртным. Здесь и пиво, и вино, и водка, и виски. Народ отдыхает на солнышке, выпивает потихоньку, болтает и мир созерцает. И никто их не гонит. Все доброжелательно, со всех сторон. Пошли на другой берег, там та же картина. У причальных стенок на катерах и лодках — так же. В Королевский парк пошли, там такое же «безобразие», даже с танцами и песнями. Конечно, все мирно. А мусор к утру уберут и все почистят.

9 мая мы встретили в Копенгагене. Есть у нас в семье несколько ритуалов первой важности, которые необходимо исполнить именно дома, в Волгограде! И День Победы главнейший из них. Но в этом году пропустили, и это вызывало у меня огорчение. Однако я вспомнил, что не так давно читал о том, что в прошлом году в Копенгагене собирались выходцы из СССР, проживающие в Дании, на свой «Бессмертный полк». Больших надежд не было, тем не менее мы с женой отправились в центр города. И не прогадали!

На площади перед ратушей собралось порядка ста человек. Пообщались, попели военные песни. Прикрепили георгиевские ленточки. Был дедушка-ветеран. Очень трогательно было видеть, как детишки подходят к нему, дарят цветы и поздравляют. Потом все вместе, колонной, прошли до ближайшего парка, вызывая любопытство прохожих и велосипедистов. В парке на лужайке были поздравления и снова песни.

Общая память осветляет и очищает людей. Какие же они молодцы, что собрались, пришли с портретами своих родственников, взяли с собой детей. Победа — то общее, что никому у нас не отнять. Пока мы живы.

Полегчало на душе.

Еще одним из ярких воспоминаний осталась дегустация датской селедки в различном исполнении под их домашний самогон. Нам очень понравилось. Атмосферно, хорошее обслуживание и вкусно. Впервые в жизни попробовал жареную селедочку.

Кстати, Дания — конституционная монархия, и они ни разу ее не свергали. Договорились и живут дружно и мирно, во благо всем. Теперь я в задумчивости: значит не в этом зло.