Ностальгия как магнит

«Бумажный патефон»

Волгоградский молодежный театр

Премьера: 2 июня 2017 г.

Хорошим региональным театрам приходится соблюдать баланс между «сложным» материалом (таким образом следуя просветительской миссии) и развлекательно-фривольными пьесами в духе условного Рэя Куни (для взыскательной публики это очевидная красная тряпка, но для многих — шанс весело провести полтора-два вечерних часа). Где при этом найти такую «серьезную» пьесу, которая не отпугнет зрителя? Ответ Волгоградского молодежного театра все чаще такой: в советской драматургии.

Вслед за двухлетней давности «Провинциальными анекдотами» режиссер-постановщик Владимир Бондаренко вновь обратился к произведению времен СССР — пьесе Александра Червинского, известной сразу под тремя названиями («Бумажный патефон», «Счастье мое» и «Виктория»). Написана она во времена позднего «застоя», а действие происходит в 1947-м. Легкий ностальгический флер пока еще располагает к себе зрителя, тем более когда вся мизансцена построена с использованием хорошо узнаваемых, подлинных предметов из быта 50–70-летней давности (сценография в «Молодежке», как всегда, на высоте). Как долго будет держаться мода на такую ностальгию, неизвестно, но, кажется, резерв еще есть — например, в Петербурге «Варшавская мелодия» уже несколько лет не сходит одновременно с двух разных сцен.

С «Варшавской мелодией», пожалуй, и стоит сравнить «Бумажный патефон» по настроению. В первые послевоенные годы люди распоряжались своими судьбами стремительно, бросаясь в любовь с изумительной для современных 20-летних скоростью. «Жить торопится и чувствовать спешит» — цитата, в полной мере описывающая характер главной героини Виктории, чей образ у Тамары Матвеевой получился очаровательно-истеричным. Импульсивен, решителен, чрезвычайно романтичен и Семен (Нодари Вешагури), которого Виктория за одну ночь влюбляет в себя.

Для них, подростков войны, промедление подобно смерти, а потому никакой быт не разобьет их любовную лодку. Нет квартиры — можно жить прямо в школе, в выделенном директором закутке; нет денег — и бог с ними (только слово «бог» — шепотом). В том и прелесть подобных пьес: идеологией советской эпохи был материализм, но герои начисто лишены материальных стремлений; не то сегодня — каждый второй стал верующим, а мечтает лишь о благах земных. До тех пор, пока этот парадокс будет актуален, советской драматургии — быть, и, возможно, это не худший метод привлечь публику в театр.


Режиссер-постановщик: Владимир Бондаренко

Художник: Нана Абдрашитова

Хореограф: Елена Щербакова

В ролях: Тамара Матвеева, Нодари Вешагури, Вероника Куксова, Валерий Краснов, Алексей Соколков.


Текст: Александр Акулиничев

Фото: Алена Алексеева