Как big data помогает государству и бизнесу

Какие наработки компании Tele2 можно использовать для развития различных отраслей экономики и территорий? Руководитель направления геоаналитики Big Data Tele2 Татьяна Сазонова рассказала NB об аналитических решениях компании для госструктур и бизнес-сегмента.

 

«Данные, которыми располагает сотовый оператор, помогают как прогнозировать различные тенденции, так и оптимизировать значительную часть бизнес-процессов. Например, геоаналитика позволяет с высокой долей достоверности анализировать пассажиропоток, оптимизировать логистику, выявлять места наиболее плотного трафика в определенные часы, а также развивать социальную инфраструктуру. Обработка обезличенных данных позволяет получить портрет посетителя определенных территорий или мероприятий, выстроить оптимальные маршруты, места расположения разных групп населения и посетителей», — отмечает эксперт.

Руководитель направления геоаналитики Big Data Tele2 Татьяна Сазонова

В 2019 году Tele2 запустила платформу для анализа туристического потока и портрета гостя территории.

Теперь различные ведомства и предприниматели в сфере туризма, используя наглядность и достоверность полученных данных, самостоятельно могут посмотреть нужную информацию:

— оценить общую численность туристов в регионе;

— динамику туристического потока;

— определить сезонность поездок;

— создать рейтинг «домашних» регионов туристов.

Кроме того, платформа позволяет не только составить портрет путешественника, но и увидеть тип транспорта, на котором он прибыл, и длительность его путешествия.

Как это работает?

При перемещении абонента его смартфон переключается между базовыми станциями, оператор видит данные о нагрузке на технические объекты и сохраняет их, затем с помощью агрегации фактических сведений о поведении клиентов формирует потоки обезличенной информации. Они называются «большими данными» или big data. Эту технологию  также применяют банки, и крупные ИТ-компании. Однако у телекома есть ряд преимуществ. В виду того, что информация агрегируется непрерывно, аналитика телеком-компаний основана на актуальных данных с возможностью ретроспективного анализа. Кроме того, у операторов есть обезличенные данные и знания о перемещениях абонентских устройств, поэтому они могут анализировать любую территорию по социально-демографическим характеристикам, по динамике этих характеристик во времени. Поведение своих абонентов операторы видят в режиме 24х7х365. Оператор отмечает данные по перемещениям внутри региона и вне его, может идеально определять место проживания и работы, сферу интересов различны сегментов абонентов, траты в разрезе географии и многое другое. Все это существенно облегчает решение задач, связанных с определением благосостояния населения, миграцией, туризмом, безопасностью и т.д.

Где может быть использовано?

Технологию  big data можно применять при проектировании и строительстве городской транспортной инфраструктуры. Данные также помогают обеспечивать безопасность дорожного движения.

Для наращивания привлекательности региона и выявления потребностей гостей, а также повышения  безопасности  big data, по словам эксперта, позволяет проводить детальный анализ туристических потоков и налаживать оповещение туристов. «Сейчас люди все больше путешествуют по России, и к нам все чаще приходят запросы по аналитике турпотоков. Мы можем определять портрет и профиль туристов – их пол, возраст, место проживания, цель и вид туризма, длительность пребывания в регионе, посещаемые места и т. д. Все это нужно для того, чтобы оценивать пик сезонности для каждой категории отдыхающих и грамотно выстраивать стратегию развития региона», – поясняет Татьяна Сазонова.

Аналитика больших данных помогает предпринимателям, которые хотят развивать свое дело, определять потенциал территорий, анализировать не только трафик, но и уровень доходов местных жителей, а также количество конкурентов.

«Перед тем как открывать точку продаж, мы анализируем численность проживающих и работающих в определенном районе людей и определяем социально-демографические показатели населения – пол, возраст, уровень дохода, собираем статистику по проходимости территории, а также проводим анализ конкурентов. Все собранные данные позволяют сделать вывод об эффективности конкретных локаций для развития торговой сети», – говорит Татьяна Сазонова.

К слову, по данным доклада «Эпоха данных — 2025» (The Data Age 2025), подготовленном аналитиками компании IDC, в 2025 году общемировой объем данных вырастет в 10 раз и достигнет 163 зеттабайт (Збайт, в одном зеттабайте содержится 10 в 21-ой степени байтов), причем большую часть этих данных будут генерировать предприятия, а не потребители.