Последние изменения на рынке автомобилей

На фоне недавнего исторического падения в сегменте продаж новых машин автомобильный рынок России продолжает восстановление и изменения в новой реальности. Специально для портала «Деловой Волгоград» аналитики «Открытие Авто» подготовили данные по авторынку и автокредитам за последние девять месяцев в России и Волгоградской области. 

По итогам трех кварталов суммарный объем рынка всех автомобильных марок составил 506,7 тысячи новых машин (-60% к январю-сентябрю 2021 года). Три недели первого месяца осени были очень неплохими по части трафика, контрактования и продаж новых автомобилей во всех брендах, где можно было найти товар в наличии. Всего в сентябре нынешнего года было реализовано 45,4 тыс. новых легковых автомобилей — это на 11% больше результата августа (40,9 тыс. штук).

В Волгоградской области, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в январе – сентябре 2022 года было продано на 62% меньше новых автомобилей (7,9 тыс.), чем за аналогичный период прошлого года (21 тыс. штук).  Аналогичные показатели продаж (-60%) были зафиксированы и в сентябре 2022 по отношению к сентябрю прошлого года: 765 новых авто в текущем году против 1953 в 2021.

Лидером рынка в целом как на российском авторынке, так и на авторынке Волгоградской области остается отечественная марка Lada. Доля АвтоВАЗа второй месяц подряд держится выше 40% по России, а по Волгоградской области составила 82% в сентябре. Большую часть продаж рынку обеспечивает при этом всего одна модель — Lada Granta.

Продолжая тенденцию последних нескольких месяцев, представители китайского автопрома наращивают свою долю рынка: Chery, Haval и Geely составляют тройку лидеров по маркам из Поднебесной на общероссийском рынке. А бестселлер марки Haval – кроссовер Jolion — в сентябре впервые оказался в тройке моделей лидеров рынка. Интересно, что в Волгоградской области чайна-марки только набирают популярность. За девять месяцев 2022 года доля проданных китайских иномарок в регионе едва превышает 7% от всех реализованных в регионе новых авто, однако Cherry уже входит в топ-10 наиболее популярных марок авто, а Haval и Geely, занимая 11 и 12 места, вполне могут войти в десятку лидеров по итогам года.

На фоне успехов Lada и ведущих «китайцев» особенно хорошо заметно сжатие нашего рынка в сегменте корейских марок. Производство обоих корейских брендов Kia и Hyundai в Санкт-Петербурге остановлено и официальных новостей с заводов не поступает, хотя о возможной приостановке производства в России заявлял в недавнем интервью Bloomberg вице-президент Kia. Тем не менее по итогам трех кварталов «корейцы» еще сохраняют за собой значительную долю общероссийского авторынка в 21%. Но только за счет масштабных продаж первых трех месяцев. В Волгоградской области они также неизменно находятся в тройке лидеров по продажам за 9 месяцев 2022 года, равно, как и в аналогичное периоды прошлого года. По итогам 2022 года доля автомобилей из Страны утренней свежести еще неизбежно снизится, а «китайцы» наверняка подберутся к ним еще ближе.

На рынок автокредитования оказывает влияние целый ряд факторов. Это и геополитическая обстановка, и дефицит на авторынке из-за ухода целого ряда бренда с последующим ростом цен и снижением покупательского спроса, и волатильность ставок вслед за общеэкономической обстановкой.  В последние месяцы с большей частью из них рынок стал справляться: возобновился выпуск и продажи отечественных автомобилей, активную экспансию продолжили китайские бренды, заработала схема параллельного импорта, стабилизировались цены. Драйверами роста рынка автокредитования стали снижающиеся ставки на фоне стабилизации общеэкономической ситуации, возобновление программы льготного автокредитования и, по-прежнему, подержанные автомобили.

Так, в выдачах «Открытие Авто» в Волгоградской области на подержанные машины в третьем квартале пришлось 74% оформленных автокредитов. По статистике банка, средний чек на автокредит в сегменте авто с пробегом за этот период составил 816 тыс. рублей. В пятерке самых популярных марок автомобилей с пробегом, которые жители региона покупали в июле-сентябре в кредит, оказались все те же Lada, KIA, Hyundai, Renault и Skoda. В свою очередь, средний чек автокредита на новый автомобиль в Волгоградской области в третьем квартале, по данным банка, составил 1,38 млн рублей.  Среди наиболее популярных кредитных марок новых авто, оформленных в банке в кредит в июле-сентябре, оказались Lada, Chery, KIA, Renault и Hyundai. В целом в третьем квартале волгоградцы чаще всего оформляли автокредиты на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей, сроком четыре-пять лет и с первоначальным взносом 20-30%.

В четвертом квартале на рынок в большей степени продолжит оказывать влияние геополитические тренды, которые могут привести к очередному витку финансовой турбулентности и еще больше снизить и так просевший покупательский спрос, падение которого может быть частично нивелировано программой госсубсидирования, которая останется одним из драйверов роста авторынка. В ближайшем будущем спрос, в том числе отложенный, переключится на новую автомобильную реальность из оставшихся марок и появляющихся на рынке. Отечественный авторынок в перспективе будет состоять из новых для нас китайских марок и суббрендов, уже присутствующих производителей, отечественных машин и небольшой доли альтернативы, которой, возможно, станут индийские и иранские производители — и остальные, присматривающиеся к нашему рынку после тектонических изменений.