ЧИШ: школа, которая формирует личность

Автор текста: Константин Смолий

Ровно 30 лет назад в России возродилось негосударственное школьное образование. Тогда же, в 1992 году, в Волгограде начала работу Частная интегрированная школа. National Business встретился с основателем школы  Викторией Парсли, чтобы выведать у неё секреты сверхэффективной  и в то же время человечной педагогики.

Виктория Парсли, директор Частной интегрированной школы

– Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось. Что нового хотели вы привнести в школьное образование по сравнению с обычными государственными школами?

– В начале 1990-х годов перед страной стоял вопрос, в каком направлении развиваться нашему образованию. Это было время удивительной свободы – идей, подходов, методик, технологий! Имея такое богатство, делать то же самое, что в государственной школе, только за деньги, мы не хотели. Напротив, энтузиасты частного образования стремились выбрать из мировой педагогической практики всё самое интересное, передовое, эффективное, не отбрасывая и то лучшее, что наработано в советской педагогике. Мир открылся нам, а мы – миру, а значит, новая школа должна была готовить детей к жизни в этом новом мире, к свободному выбору образовательной траектории, путей и способов саморазвития личности.

Ценность свободы определила главное отличие Частной интегрированной школы от обычного образовательного учреждения: не стандартизация детей, а поиск индивидуальности каждого ребёнка; не ученик адаптируется под программу, а программа под ученика. Разумеется, ЧИШ действует в рамках госстандартов, так как выдаёт аттестат государственного образца. Но тем не менее мы обладаем гораздо большей свободой для реализации своих идей и ценностей, чем может себе позволить обычная школа. Хотя во многом российское школьное образование следует по нашему пути: то, что мы отстаивали в 90-е годы, отразилось в стандартах государственного образования. Например, индивидуальные учебные планы.

 

–Но разве можно отдавать формирование образовательной стратегии на откуп самого ребёнка? Может быть, пусть лучше государство задаёт жёсткие рамки стандартов?

– Ни один ребёнок не вписывается в рамки стандарта. Если в классе 20 человек, то это 20 разных траекторий развития, а значит, 20 разных образовательных историй. Понятно, что в первом классе ребёнку трудно понять, в каком направлении двигаться, поэтому перед учителями, воспитателями и психологами стоит задача найти заложенный в ребёнке потенциал, развить его самость. А дальше ученик начинает сам определять, на что сделать акцент: например, изучать ли ему математику на базовом уровне или на профильном, насколько глубоко погружаться в те или иные гуманитарные предметы и т. д. Так ребёнок формирует свой индивидуальный план. Конечно, делать осознанный выбор, зависящий от способностей и стремлений, всегда непросто, но это единственный путь к развитию свободной личности.

 

–Мы живём в эпоху быстрых и резких изменений буквально во всех сферах жизни. Одни профессии исчезают, другие появляются, и никто не знает, что будет через несколько лет. Как в таких условиях выбрать правильную образовательную траекторию?

– В этом, пожалуй, и состоит суть происходящей на наших глазах трансформации учебного процесса. Раньше нас школа готовила к известным вещам: мы примерно знали, какой мир нас ждёт, кем мы в этом мире можем стать. А сейчас мы готовим ребят к жизни, о которой не знаем ничего. Поэтому одна из наших задач – готовить ребёнка к жизни в ситуации фундаментальной неопределённости. Он как минимум должен ориентироваться в информационном потоке, адаптироваться к изменениям, быть креативным и мобильным. Частная интегрированная школа системно развивает «мягкие навыки» жизни в постоянно меняющемся мире – то, что принято называть Soft skills. Сейчас эти навыки появились в государственном образовательном стандарте, а мы начали заниматься их развитием ещё в 90-е годы. При этом понятно, что есть базовые академические знания – это основа образования. Но они стремительно устаревают, и потому актуальной становится деятельностная, основанная на практических навыках форма знания.

 

– Одна из тенденций, меняющих все сферы жизни, и в том числе образование, – это цифровизация. Как она влияет на образовательный процесс?

– Цифровизация даёт огромные возможности для получения качественного образования. Однако здесь нужен баланс. С одной стороны, в становление личности вносят вклад множество других личностей, и этот вклад в ребёнка может сделать только другой человек. Поэтому ни один компьютер, ни одна программа не заменит учителя. Но, с другой стороны, обычный учитель с мелом и ручкой тоже уже не востребован. Педагог обязан сам владеть передовыми технологиями и становиться для детей мотиватором их освоения, он должен направить ученика в информационном потоке, показать, каким путём идти, какие ресурсы выбрать для образования. То есть учитель выступает проводником и формирует у ребёнка правильную образовательную траекторию в современной цифровой среде. Учителя нашей школы полностью готовы к такой роли.

 

– Юбилей – это время подводить итоги. Получилось ли у вас то, о чём вы мечтали 30 лет назад?

– Итоги нашей работы не просто соответствуют ожиданиям, они их превосходят. Нам в Частной интегрированной школе удалось сделать главное – поставить ребёнка в центр образовательной системы и научить его учиться самому. Кроме того, за прошедшие десятилетия мы до совершенства отточили технологию объединения в одном классе разноуровневых детей: мы не отбираем только одарённых учеников и не ориентируемся только на проблемных, как некоторые другие школы, – мы интегрируем всех, предоставляя каждому уникальные возможности для развития. Ведь когда в классе царит атмосфера свободы, признания, принятия, поддержки, любой ребёнок начинает по-другому себя чувствовать и развиваться. И глядя на то, как наши ученики менялись в школе и кем они в итоге стали, я понимаю, что этот подход даёт удивительные результаты! Поэтому мы продолжим идти по однажды выбранному пути – пути подлинно гуманистического образования.

 

г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 27,    

 ул.  им. генерала Ватутина, 6,

                        (8442) 71-17-38                        

chish.school@gmail.com