На фоне продолжающегося снижения кредитных ставок и стабилизации цен на автомобили рынок автокредитования продолжает «оживать», демонстрируя положительную ежемесячную динамику уже третий месяц подряд. Конечно, спрос и выдачи еще далеки от прошлогодних значений аналогичных периодов, но восстановление очевидно. При этом на фоне исторического падения в сегменте продаж новых авто продолжается переориентация покупательского спроса в сторону вторичного рынка, в том числе и в сегменте автокредитования, которое в текущих условиях становится одним из драйверов роста на авторынке. Портал «Деловой Волгоград» задал несколько вопросов о сегодняшних тенденциях на российском автомобильном рынке Ирине Гладковой, руководителю центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Волгограде.
Как автомобильный рынок отреагировал на санкции?
Цены выросли, продажи упали, ассортимент сократился. Июнь — четвертый по счету месяц с тех пор, как большинство зарубежных автоконцернов прекратили поставлять в Россию готовую продукцию и комплектующие и остановили локальные производства. Работающие в России заводы также периодически ставят на «стоп» производственные конвейеры из-за нехватки запчастей, а дилеры многих брендов искусственно продолжают растягивать зимние запасы машин с одной лишь целью – сохранить бизнес по продаже новых автомобилей на несколько лишних месяцев.
В итоге вот уже три месяца подряд российский авторитейл переживает почти пятикратное снижение объемов продаж. Всего за I полугодие было реализовано 370 тысяч новых машин, 277 тысяч из которых или почти три четверти было продано в первые три месяца. Главная положительная тенденция рынка лишь одна – по сравнению с «плачевными» продажами мая текущего года июнь оказался немногим более «урожайным». За первый месяц лета в России было реализовано 27,8 тысячи новых автомобилей (-82% к июню 2021 года, +14% к маю 2022-го). Тренд позволили переломить стабилизация цен на новые и подержанные автомобили и снижение ставок по автокредитам.
Есть ли надежда на стабилизацию цен в этом году?
Цены уже стабилизировались по сравнению с тем, что происходило в феврале-марте. Новые машины с начала года подорожали в среднем на 20-70%, а подержанные — от 20 до 50%. Причем на вторичном рынке цены уже вернулись на уровень февраля. А по новым авто в мае только три модели (Geely Coolray, Geely Atlas Pro и UAZ Patriot) из топ-20 наиболее популярных стали стоить дороже. Большая часть сохранили апрельские ценники, а некоторые (как Haval Jolion) даже подешевели. Китайские производители в принципе в мае-июне стали возвращать поддержки по trade-in и F&I-услугам, что позволило снизить конечную стоимость автомобилей. А АвтоВАЗ запустил выпуск упрощенной Lada Granta. Основу продаж модели составила базовая версия Classic, которую лишили систем безопасности и удешевили до 678 тысяч рублей. В ряде салонов за такой «оптимизированной» машиной выстроилась очередь до сентября.
Если рубль и дальше останется стабильным по отношению к основным валютам, цены могут продолжить снижение. Но этот прогноз распространяется только на Lada, UAZ, корейские модели, собираемые на «Автоторе», и «китайцев» из большой «тройки». Падения цен на популярные ранее Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, на машины многих японских и европейских марок, а также на все премиальные бренды, в ближайшие месяцы ждать не стоит.
Как изменился спрос на автокредиты в Волгоградев 2022 году?
Рынок автокредитования восстанавливается: об этом говорят спрос и июньские выдачи автокредитов в нашем банке в Волгограде. Общее количество полученных «Открытие Авто» в регионе заявок на финансирование покупки автотранспорта выросло на 17% в июне по сравнению с последним весенним месяцем. Выданные автокредиты в свою очередь превысили показатели мая на 31% — по количеству и на 18% – по объему выдач. Однако, значения, конечно, все еще не дотягивают до прошлогодних аналогичных периодов. В июле мы скорее всего увидим, как минимум соразмерный прирост продаж и стабильно высокий спрос на финансирование сделок в сегменте АСП, который продолжит выступать драйвером восстановления рынка.
Какие марки и модели пользуются популярностью у волгоградцев при покупке в кредит в этом году?
В топ самых популярных марок новых автомобилей, купленных в «Открытие Авто» в кредит на вторичном рынке в январе-июне 2022 года, вошли HYUNDAI, KIA, CHERY, RENAULT и NISSAN. В топе самых популярных новых моделей в этом году: HYUNDAI Creta, KIA Rio,HYUNDAI Solaris,NISSAN X-Trail, CHERY Tiggo 7Pro.
В сегменте автомобилей с пробегом наиболее востребованы были марки LADA, RENAULT, KIA, HYUNDAI, NISSAN. Что касается моделей, то чаще всего оформляли кредиты на подержанные KIA Rio, LADA Granta, NISSAN Qashqai, HYUNDAI Solaris и RENAULT Logan.
Как меняется средний чек по автокредитам? Поделитесь прогнозом по его динамике на ближайшие месяцы?
В июне средний чек по автокредиту снизился как в сегменте АСП (с 839 тыс. до 755 тыс. рублей), так и по новым авто (с 1,95 млн до 1,94 млн рублей). Одна из основных причин – стабилизация цен на рынке. В июне роста цен не наблюдалось ни среди большинства популярных моделей на рынке новых авто, ни в сегменте АСП, цены в котором уже вернулись к февральским, а те дилеры, которые еще могли похвастать наличием автомобилей, охотнее шли на уступки в цене, чтобы стимулировать замерший покупательский спрос. Также на снижение среднего чека по автокредитам оказали влияние более взвешенная лимитная политика банков и сдвиг выдач в сторону АСП.
Что станет со ставками по автокредитам?
Кредитные ставки будут снижаться на фоне дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ЦБ. За прошедшие 4 месяца Банк в России 4 раза снижал ключевую ставку, сейчас она составляет 9,5%. На этом фоне розничные банки корректируют ставки по автокредитам. «Открытие Авто» также уже несколько раз за последний месяц снижал ставки на покупку авто, сейчас в банке можно оформить автокредит по ставке от 9,5% годовых в рублях.
Каких изменений в ассортименте ждать волгоградским автолюбителям в июле?
Сотрудничество с Россией приостановило большинство зарубежных автоконцернов: июль будет пятым месяцем подряд, когда остановлены поставки как готовой продукции, так и комплектующих. Ожидалось, что остроту дефицита немного смягчит схема параллельного импорта. Однако пока ее практикуют частные лица, а не дистрибьюторы. И пока не ясно, будут ли поставки достаточными по объему, чтобы заместить ушедшие бренды. Кроме этого, есть и неразрешенные проблемы «параллельного» импорта.
Дело в том, что в нынешнюю редакцию закона о таком ввозе товаров не включен пункт о том, что в ЭПТС не требуется согласие правообладателя. И даже если этот нюанс смогут вскоре поправить в нужном авторитейлерам русле, каналов поставки машин осталось немного уже сейчас. Например, немало физлиц из Казахстана и Киргизии, которые помогают с завозом машин из этих стран, уже обеспечили себе контракты чуть ли не до конца текущего года. Кроме того, с целым рядом производителей дилерам порой «вручную» приходится договариваться о продлении ОТТС. Без этого машины в нашей стране законно тоже не продать. Многие импортеры в «параллельном импорте», естественно, не заинтересованы, а значит, не будут тратиться на продление ОТТС.
Факторов, которые бы смогли повлиять на то, что в ближайшие месяцы будет продаваться больше автомобилей, чем июне, по-прежнему мало. Главный положительный момент – во второй половине года спрос в авторитейле обещает стимулировать правительство– на 20,7 миллиарда рублей. Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг, поддержку газомоторной техники и электромобилей. Это должно помочь продать порядка 80 тысяч автомобилей. Однако сколько-нибудь революционных мер на производствах пока не видно.
У российских производителей дела обстоят далеко не так хорошо, как могло бы быть на фоне отсутствия конкуренции со стороны Запада. Основной игрок нашего рынка – АвтоВАЗ — из всей широкой палитры модельного ряда продолжит пока отгружать дилерам лишь упрощенные модели Granta. Речь идет всего о нескольких тысячах машин, которые мгновенно поглощает дилерская сеть из почти трехсот салонов. В июле должны начаться поставки «оптимизированных» версий Niva Legend и Largus. Однако пока вопрос, насколько они будут масштабными. Старт производства обновленной Vesta перенесен на 2023 год.
Другой важный сегмент рынка (китайских производителей) также пока не показывает того роста, как ожидалось, хотя китайские производители планомерно наращивают свою долю. Из 12 официально представленных в России чайна-марок относительно стабильными продажами автомобилей в дилерскую сеть отметились лишь Geely, Haval, Chery и Exeed. Проблемы с поставками периодически дают о себе знать.
В любом случае спрос в сегменте новых авто остается пока еще низким: ассортимент узкий, цены высокие, а реальные доходы россиян падают. На этом фоне российский автомобильный рынок давно развернулся в сторону автомобилей с пробегом. Цены в этом сегменте уже вернулись к февральским, ликвидные предложения встречаются. При этом хорошие варианты сегодня можно приобрести как с рук, так и в автосалонах, шоу-румы которых вместе со спросом переориентируются на вторичный рынок. Данный сегмент на фоне стабилизации цен и всё более привлекательных ставок по автокредитам должен стать одним из драйвером роста авторынка в ближайшие месяцы.