Итоги рынка автокредитования в 2021 году

За последнее время автомобильный рынок претерпевает большие изменения.  В течение последних месяцев появились новые факторы, которые существенно меняют соотношение спроса и предложения как на новые авто, так и подержанные. В условиях неопределенности роль автокредита возрастает, его роль в большинстве случаев является тем необходимым звеном помощи для заключения сделки купли-продажи. Чтобы прояснить ситуацию в сфере волгоградского автокредитования редакция портала «Деловой Волгоград»  беседует с Ириной Гладковой, руководителем центра развития автобизнеса РГС Банка в г. Волгоград.

 

Каковы основные итоги рынка автокредитования в 2021 году? Характеры ли они для региона в целом? Какие тренды как общие для России, так и специфичные для региона, можно выделить? Стоп-факторы и драйверы роста на рынке автокредитования.

2021 год стал рекордным для розничного кредитования и для сегмента автокредитования: было выдано более 1 млн автокредитов на сумму 1,1 трлн рублей. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) зафиксировало рост выдач автокредитов на 11% по сравнению с 2020 годом. Рекордный средний размер выданных автокредитов аналитики при этом зафиксировали в Москве (1,90 млн рублей), Московской области (1,55 млн рублей) и Санкт-Петербурге (1,47 млн. рублей).  А Волгоградская область вошла в пятерку лидеров по динамике среднего чека на автокредиты с показателем роста +37,7%.

Стоп-факторами на рынке выступили дефицит автомобилей, которые можно оформить в кредит, давление на маржинальность, рост ставок, закрытие госпрограммы льготного автокредитования. Несмотря на это основным драйвером роста стало увеличение среднего чека по сделкам автокредитования, позволившего обеспечить высокие объемы продаж в денежном эквиваленте, и по факту спасти рынок.

Вырос ли покупательский спрос на автокредиты в Волгограде?

Весь 2021 год при этом мы продолжали наблюдать высокий спрос на автокредиты как на рынке в целом, так и в нашем банке в частности, несмотря на рост ставок и средней стоимости чека. В 2021 году клиенты подали в банк на 43% больше кредитных заявок на покупку машины, чем в 2020 году.  А выдачи автокредитов составили 89 млрд рублей, увеличившись в 2 раза по сравнению с 2020 годом. Причина – в росте покупательского спроса на автомобили, который подстёгивали неопределенность в будущих поставках и перманентное подорожание стоимости машин во всех сегментах рынка, не прекращающееся с конца 2020 года.

Выдачи РГС Банка в Волгоградской области за прошлый год составили 1,4 млрд рублей, также продемонстрировав прирост в 2.6 раз.

Общий автокредитный портфель РГС банка увеличился за 2021 год с 36 до 85,3 миллиарда рублей? Что этому способствовало?

Итогом работы нашей нацеленной на успех сплоченной команды стал путь от первого автокредита, выданного в августе 2019 года, до вхождения РГС Банка в ТОП-5 игроков на рынке.

Важным фактором в 2021 году стала доступность розничным клиентам всего спектра программ для финансирования покупки авто – классические автокредиты, кредиты на покупку авто с рук, госпрограмма льготного автокредитования и промопрограммы с дилерами.  В РГС Банке на сегодня выстроена эффективная бизнес-модель продаж с сетью в 3,8 тысяч автосалонов по всей России, которая постоянно расширяется.

А еще в прошлом году мы запустили цифровую платформу по покупке и продаже автомобилей, которую активно тестировали в течение всего года.

Какие марки и модели авто жители Волгограда чаще всего покупают в кредит? С чем это связано? Особенности сегмента новых и подержанных машин.

Согласно статистике банка, ТОП-5 брендов по продажам в Волгограде в кредит среди новых авто составили: HYUNDAI, KIA, LADA, SKODA и GEELY. А в пятерку самых популярных кредитных моделей в свою очередь вошли: HYUNDAI Сreta, HYUNDAI Solaris, KIA Rio, KIA K5 и KIA Sportage.

Чаще всего в 2021 году заемщики-волгоградцы оформляли автокредиты на подержанные автомобили (61% выдач по количеству), среди которых популярностью пользовались марки LADA, KIA, HYUNDAI, TOYOTA и NISSAN. Наибольшей популярностью пользовались трех-четырех- и семи-девятилетние авто, которые составили половину продаж. На рынке в принципе заметен тренд перехода от новых автомобилей в пользу двух-трехлетних, так как они все еще на гарантии и пользуются устойчивым спросом. Для авто 7-9 лет популярность обуславливается удорожанием машин в диапазоне 5-7 лет, которые были востребованы ранее.

Средняя сумма автокредита в 2021 году побила очередной рекорд, как с этим обстоят дела в Волгограде? Каков средний чек по автокредиту для покупки нового авто и машины с пробегом? Будет ли расти средний чек и дальше, почему?

Средняя стоимость автокредита в 2021 году в РГС Банке составила 1,556 млн рублей на новую машину и 786 тыс. на авто с пробегом (1,146 млн рублей и 587 тыс. рублей в 2020 году, соответственно). Средний чек в целом коррелировал с ростом цен на автомобили. И данный тренд получит развитие и в этом году.

На какие суммы чаще всего оформляли автокредиты волгоградцы, с каким первоначальным взносом, на какой срок?

В 2021 году при покупке новых автомобилей волгоградцы чаще всего предпочитали оформлять кредиты на сумму 1-1,5 млн рублей и 1,5-3 млн рублей (по 32% взятых автокредитов) сроком от 4 до 5 лет (49% всех выдач по количеству) и с первоначальным взносом от 20% до 30% (каждый третий оформленный кредит).

При финансировании сделки на авто с пробегом банк чаще выдавал кредиты на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей (42% взятых автокредитов) и до 500 тыс. рублей (37%), сроком от 4 до 5 лет (73% всех выдач по количеству) и с первоначальным взносом от 20% до 30% (каждый четвертый оформленный кредит)

Есть ли у вашего банка совместные программы с автопроизводителями и дилерами? Насколько они популярны и почему?

РГС Банк является федеральным партнером автопроизводителей Газ, Geely и Fuso. И именно на сегмент спецпрограмм с автопроизводителями и дилерами произошел наибольший прирост в 2021 году.

В случае с автодилерами 6 из ТОП-10 и 33 из топ-100 дилеров являются клиентами банка. Для корпоративных клиентов в нашем банке созданы два уникальных продукта, пользующихся высоким спросом в сегменте автобизнеса, — «Финансирование склада» и «Мультибренд». Первая программа предлагает финансирование текущих потребностей клиентов для обновления или расширения автопарка под залог приобретаемой автотехники, а вторая представляет собой целевое финансирование дилеров под залог отгруженных автомобилей, имеющих несколько брендов в портфеле.

Что будет происходить на рынке автокредитования в ближайшее время? То будет со ставками?

В сложившейся сейчас геополитической ситуации ЦБ ужесточает денежно-кредитную политику, а банки повышают ставки по автокредитам, динамика по ним коррелирует с ростом ключевой ставки. При этом пока спрос на автокредиты находится на высоком уровне. Основная причина – автомобили сегодня воспринимаются россиянами как одна из возможностей защитить свои накопления, в том числе за счет крупных покупок.  При этом в долгосрочной перспективе количество выданных кредитов скорее всего уменьшится, прежде всего на фоне сужения автомобильного рынка.

Какое будущее ждем сейчас российский авторынок?

С начала спецоперации на Украине зарубежные автопроизводители начали отказываться от поставок автомобилей в Россию. Но проблема не только в сложившейся геополитической ситуации. Автоконцернам сложно сориентироваться в ценах, по которым они могут отгружать автомобили дилерам, а дилерам – по каким ценам продавать.

Поэтому в ближайшее время, помимо резкого скачка цен на новые авто, рынок ждет как минимум исчезновение некоторых моделей и ощутимые перебои с поставками ряда брендов. В худшем случае увеличится количество международных автомобильных концернов, которые примут решение об уходе с отечественного рынка.  Таким образом, в России однозначно сузится линейка автомобилей на продажу. На фоне текущих событий вполне вероятна переориентация рынка на отечественные, корейские и китайские авто.

Автопроизводители из Поднебесной с высокой вероятностью займут часть рынка, которая освободится из-за приостановок поставок и ухода других зарубежных автоконцернов из России. Для них это будет проще всего, ведь Китай не вводил никаких санкций против нашей страны. Корейские бренды в свою очередь тоже вряд ли легко отдадут завоеванную четвертую долю рынка. Даже в случае ухудшения ситуации корейские автоконцерны наверняка попытаются найти обходные пути и остаться на отечественном рынке. На российский рынок также могут попытаться выйти и автоконцерны из Индии. Так что, если говорить в общем, освободившееся на рынке место долго пустовать не будет. И нас скорее всего ждет перераспределение позиций игроков на рынке.

 

Стоит ли жителям Волгограда поторопиться с покупкой авто в текущих условиях?

В сложившейся ситуации не стоит откладывать приобретение машины на долгий срок, если она действительно необходима сейчас. Решение проблемы дефицита автомобилей в обозримом будущем не предвидится, а цены продолжат расти гораздо быстрее, чем предполагалось. Уже в марте цены на новые автомобили могут вырасти на 20-30%. На этом фоне будет расти и цены на авто с пробегом.

Кроме того, геополитическая напряжённость в ближайшие месяцы точно не прибавит стабильности рынку. Многие россияне стараются сберечь свои накопления от инфляции за счет крупных покупок, в том числе автомобилей, пока некоторые из них еще доступны. В этом случае больше шансов на покупку авто пока еще на вторичном рынке, где цены пока не заоблачны. Но и здесь нужно ловить момент.

Сейчас машины из вторых рук продаются «с запасом» по цене на случай дальнейшего обесценивания рубля. Хорошие экземпляры не застаиваются. Дополнительно ценники разгоняет снижение предложения на рынке. Многие продавцы на нем заняли выжидательную позицию. Хочется продать машину выгоднее или хотя бы не потерять деньги на продаже, но выбрать момент более чем сложно. Неизвестно, на сколько еще упадет рубль.