Какая школа нужна нашим детям?

Есть мнение, что система российского образования безнадежно устарела. Выпускники выходят из школы с набором формальных знаний, которые теряют ценность и забываются месяцем позже, поскольку пригодны они только для экзамена, а в жизни нужно то, чему в школах не учат.

Новое поколение детей и подростков живет в очень динамичной среде, где информация легкодоступна и избыточна. Они иначе взаимодействуют с данными и по-другому учатся. Отсюда дополнительная сложность: перестроить нужно не только содержание учебных предметов, но и методы обучения.

Разработка качественных учебных программ требует времени, и зачастую знания устаревают раньше, чем появляются программы по их формированию.

Но не все так плохо. И эта статья – призыв к действиям для тех, кто разделяет мнение автора.

Я очень остро ощущаю перемены, которые происходят вокруг нас и, несомненно, повлияют на будущее наших детей.  У меня, например,  два сына. Один пошёл в 5-й класс, а второй через два года станет первоклассником. Какое образование они получат, чему научатся для своей жизни? Эти вопросы волнуют меня, как и Вас.

Технологически мир меняется. Все рутинные процессы, включая работу водителей, продавцов, бухгалтеров, операторов горячих линий и многие другие заменяют роботы и программы.  Вместе с ними теряют рабочие места менеджеры, руководители, а владельцы традиционных бизнесов несут убытки.

Например, платформа AliExpress уже обвалила рынок оптовой торговли цифровой электроники и бытовой техники, привела к закрытию многих розничных магазинов. Такие платформы в разных сферах скоро отправят «на улицу» всех, кто не способен делать что-то недоступное роботам и алгоритмам. Подробнее об этом можно почитать в докладе тут: https://futuref.org/futureskills_ru

А что собственно недоступно роботам и алгоритмам? Чему надо учить наших детей, чтобы они соответствовали этому новому миру, который мы сами создаём, покупая смартфоны, а потом через них подключаясь к цифровым сервисам?

В первую очередь – думать самостоятельно, а не по шаблону! Опыт старших уже давно не так полезен, как свой собственный, но наша система образования всё ещё работает по принципу «слушай учителя», и стимулирует развитие послушания вместо творческого поиска.

Нужно развивать умение сотрудничать, а не конкурировать. Сейчас начинается эра бирюзовых компаний, которые работают на принципах Agile по технологии Scrum. Рынки захватывают маленькие flash-команды, которые придумали что-то интересное и полезное в коворкинге, дома или в кафе. Для этого необязательно куда-то уезжать. Например, вы знаете, что одна из самых известных в мире команд разработчиков компьютерных игр «Кефир» https://kefirgames.ru/ базируется в нашем городе?

Что происходит в школе? Школа превратилась в конвейер знаний. С первого класса поощряется конкуренция, соревнование, каждый ребенок сам за себя. Дети сбиваются в стайки, и их воспитанием никто не занимается. В итоге повсеместно расцветает буллинг и ярмарка тщеславия.

Чтобы сотрудничать, надо уметь уважать окружающих, принимать их такими, какие они есть, находить и использовать возможности совместно действовать, помогая друг другу реализовать замыслы. А существуют ли у нас в школах  системы, которые бы помогали развивать эти качества?

 

Предыстория

Когда мой старший сын только собирался в 2016 году пойти в 1-й класс, я ещё не знал насколько всё плохо в российской системе образования (33-е место в мировом рейтинге). Мы научили сына читать, писать и считать, морально подготовили к тому, что надо будет учиться в школе, водили на подготовительные занятия в лицей. Ребёнок пошёл в 1-й класс с воодушевлением, которое очень быстро пропало.

Тогда я узнал об удивительной  системе Жохова «Уник» http://sistemazhokhova.ru/. Дети, которые обучаются по ней, к концу первого полугодия 1-го класса бегло складывают, умножают, делят двух и трёхзначные числа, а на русском языке изучают систему падежей! Если бы сам не увидел – не поверил бы. И при этом дети с удовольствием идут в школу, у них нет никакой «домашки», после обеда – продлёнка и прогулки. Как это возможно? С помощью особого метода подачи. У маленьких детей дивергентное мышление, и обучение по системе Жохова идёт с опорой на него, заботясь о сохранении этого дара, который в обычной школе полностью пропадает к 15 годам.

Возможно ли у нас в Волгограде запустить такой класс в обычной школе? Оказывается, нет. Директора школ категорически против. Комитет образования Волгоградской области – против, заведующие профильных кафедр Волгоградского социально-педагогического университета – против. Почему? Потому что система Жохова, к сожалению, применима только для начальной школы, поэтому дети в средней школе испытывают трудности с обучением при обычном методе преподавания.

Тогда я стал искать методику преподавания для всей школьной программы и нашёл… в Финляндии.

О Финской системе образования

Первое знакомство произошло благодаря передаче Владимира Познера «Самые. Самые. Самые. 11 серия» https://youtu.be/tnqIrefTaes. Оказывается, система образования в Финляндии уже много лет самая лучшая (1-е место) в мире по результатам многочисленных международных исследований https://yidanprize.org/research/. И они сейчас активно экспортируют свой опыт. Кто бы мог подумать?

А в чём собственно финская система образования отличается от российской? Во-первых, у детей есть свобода выбора: они занимаются тем, что получается, и в том ритме, в каком им комфортно. В начальных классах вообще самое главное – развить способность к кооперации с товарищами.

Во-вторых, учитель у них – не транслятор знаний, а помощник в познании мира, для которого внутренний мир ребёнка гораздо важнее того, насколько он  разобрался в теме урока. Для тех, кто отстаёт, в финских школах есть тьюторы.

В-третьих, знания даются в прикладной форме, что позволяет их легко и с интересом усваивать. Продлёнка – обязательное условие, ведь ребёнка надо воспитывать и присматривать за ним, пока родители работают. При всём этом у них меньше всего в мире учебных часов, «домашки» почти нет, а результат наилучший!

На мой взгляд, финская система образования наилучшим образом соответствует вызовам времени. Она формирует те самые soft skills, которые так нужны будут нашим детям в самом ближайшем будущем. При этом она позволяет получить знания, которые дети смогут успешно применять в реальной жизни. Она очень хорошо по духу совмещается с системой Жохова, с идеями Шалвы Амонашвили о гуманной педагогике. И пока я не знаю в Волгограде ни одной частной школы, которая бы двигалась в этом направлении.

Я предлагаю всем, кому откликнулась эта идея, объединиться, сформировать попечительский совет и открыть в Волгограде к 2022 году новую частную школу, построенную по финской методике преподавания. Работы много! Звоните прямо сейчас (8442) 98-81-80, Глеб Перепёлкин.