Финансовая грамотность. Поколение 40+

С зимы 2020 года в волгоградском регионе функционирует «Школа финансовой грамотности 40+». О том,  чему можно научиться в такой школе рассказал ее руководитель Александр Макаров.
— Как зародилась идея создания Вашей школы?
— Проект сформировался как результат нашей командной работы в течение целого ряда лет в рамках Института общественных жилищных инспекторов и экспертов. Рост вопросов, связанных с финансовой грамотностью, и объем ресурсов, который мы стали вовлекать в эту тему – стали точкой рождения проекта «Школа финансовой грамотности 40+». Именно с ним мы победили на конкурсе грантов для НКО от Комитета финансов Волгоградской области. Грант позволил сделать Школу бесплатной.
— Кто к Вам чаще всего обращается?
— Мы выделили две категории. Это пенсионеры, как приоритетная целевая группа проекта. А в рамках работы общественных приемных граждан определилась еще одна категория – работающие граждане в возрасте 40+.
— С какими проблемами чаще всего сталкиваются представители этих целевых групп? 
— Для людей старшей возрастной группы, конечно, актуальны здоровье и все, что связано с его сбережением: уменьшение расходов на лекарства, получение бесплатных медицинских услуг, льготы в различных сферах. Надо отметить, что эта тема одна из самых востребованных и посещаемых в нашей Школе. Проблемы граждан 40+ схожи. На фоне более высоких доходов они сталкиваются еще в большей степени с неэффективным планированием и использованием личного бюджета, проблемой оптимизации затрат на лечение и др.
— К Вам могут обращаться только люди старше 40 лет?
— Конечно, нет, мы консультируем наших участников и из других категорий, что мы с удовольствием делаем через сайт http://mapo-ano.ru/ и «Одноклассники» https://ok.ru/anodpomapo/.
— Ваш проект завершился в мае. Каковы его результаты?
— В целом, у нас получилось протянуть руку помощи пенсионерам, инвалидам, работающим гражданам в возрасте 40+. С помощью тематических мероприятий на базе Школы финансовой грамотности для взрослых мы смогли повысили финансовую грамотность 348 жителей 16 муниципальных образований Волгоградской области в сферах ЖКХ, банковской, здравоохранения.
— Как на проект повлиял коронавирус?
— Из-за пандемии и связанного с ней карантина уменьшились доходы граждан, и усилилась борьба разного рода мошенников за сокращающиеся финансовые ресурсы населения. Под удар попали люди, получающие регулярный гарантированный доход от государства, в нашем случае это пенсионеры. Кроме этого, мы учитывали их «доверчивость». С этим и работаем.
— Изменилась ли тематика запросов в рамках консультирования?
— В целом нет. Мы взяли три основные темы для работы Школы: здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ. Тематика этих направлений настолько социально чувствительна, что на фоне пандемической ситуации, да и после ее завершения – будет постоянно востребована.
— В каком формате Школа работает сейчас? Как можно попасть на занятия или получить консультацию?
— В открытом доступе на канале АНО МАПО в сети YouTube есть презентации: «Как использовать интернет ресурсы для уменьшения и контроля своих расходов» и «Рост тарифов и экономия: как платить меньше за ЖКХ», а также запись круглого стола, видеоинтервью. Размещаем информацию на рои34.рф, mapo-ano.ru и в наших соцсетях. Доступны приемная граждан в Волгограде (запись по телефону (8442)52-93-22), и личное консультирование по телефонам 8-917-330-8666, 8-917-840-9483.
— Какие свои конкретные навыки может улучшить гражданин, если примет участие в мероприятиях Школы?
— Тематик обучения много. Выделю пять. Во-первых, можно научиться более осознанно составлять личный бюджет, да и, вообще, составлять его, планируя доходы и расходы, создавать «финансовую подушку», разбираться в вопросах кредитования, понимать необходимость соблюдения платежной дисциплины. Во-вторых, понимать, как в условиях роста тарифов платить меньше за услуги ЖКХ; как и на чем экономить в многоквартирном доме; за какие услуги платить обязательно, а за какие нет, отличать навязываемые различными организациями услуги. В-третьих, разбираться в своих правах на бесплатные медицинские услуги, минимизировать расходы на лечение и покупку лекарств. В-четвертых, пользоваться различными сервисами, например, такими «ГосУслуги» и ИФНС. В-пятых, уверенно противодействовать разного рода мошенникам.
— Как Вы лично оцениваете успешность работы Школы?
— Достаточно высоко. Я приведу результаты обработки анкет участников, которые, пожалуй, лучше меня ответят на этот вопрос. Так, 98% участников отметили, что знания по вопросам консультационных семинаров-практикумов улучшились, 93% собираются использовать полученные сведения в жизни, 85% полученной информации участники сочли полезной. Пожалуй, это и есть тот самый социальный эффект, когда удалось позитивно повлиять на улучшение состояния наших целевых групп, помочь и быть полезными. Важно еще и то, что в поле влияния наших участников попали их семьи, знакомые, дети – получился, своего рода, синергетический эффект.
— Как Школа будет развиваться дальше?
— Конечно, в этом вопросе очень важно продолжение стабильной поддержки и системного доброго сотрудничества нас, общественников, с Комитетом финансов Волгоградской области и Комитетом по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области. Предложений у нас много. Так, мы бы хотели внедрить больше онлайн-форматов и увеличить за этот счет объем программ просвещения для людей пожилого возраста и возраста 40+. И поскольку новые электронные сервисы активно развиваются, то хотим проработать содержание программ в сторону расширения возможностей взаимодействия пожилых людей с полезными электронными сервисами. Над этим сейчас и работаем.