С последствиями социальных рейтингов сталкивается каждый пятый

По данным глобального опроса «Лаборатории Касперского»*, 18% пользователей во всём мире хотя бы раз испытывали проблемы с доступом к финансовым услугам из-за информации, размещённой ими в социальных сетях. Причём треть этой группы (32%) составили молодые люди в возрасте 25-34 лет, то есть активные пользователи интернета.

Каждый пятый респондент (21%) отмечал, что уже сталкивался с так называемым «социальным рейтингом» — системой оценки потенциала человека на основе его поведения в сети, круга общения и прочих факторов.

 


Внедрение социальных рейтингов в том или ином виде получило распространение в первую очередь за рубежом благодаря повсеместному использованию социальных сетей, а также возможности обрабатывать большие массивы данных. С помощью автоматизированных алгоритмов организации анализируют открытую информацию о пользователе и на основе неё принимают решения, связанные с предоставлением ему того или иного сервиса.


 

В то же время есть те, кто готов сам предоставлять необходимые данные о себе, чтобы получить определённую выгоду. Более открыто пользователи могут вести себя в социальных сетях: 67% сказали, что предоставят доступ к своему аккаунту, чтобы получить скидку на товары, 62% — чтобы добиться желаемой вакансии, 48% — чтобы снять более комфортное жилье.

Несмотря на то, что системы социального скоринга в том или ином виде всё больше проникают в повседневную жизнь, существует некоторая неопределённость относительно того, насколько они справедливы и какие конкретно факторы учитываются при составлении оценок. В ходе опроса «Лаборатории Касперского» 45% респондентов признались, что не понимают, как именно работают подобные метрики. Кроме того, поскольку технологии социальных рейтингов основаны на автоматизированных алгоритмах, они могут быть уязвимы для различных манипуляций. Как и любые другие цифровые системы, скоринговые системы не застрахованы от ошибок и разнообразных типов атак, что может привести к несправедливому повышению или наоборот занижению рейтинга.

С одной стороны, социальные рейтинги призваны улучшить сферу услуг, а с другой — не ясно, какой объём доступа к личной информации может запрашиваться. К тому же, вычисляя ваш рейтинг на основе множества параметров, скоринговая система не объясняет, как она пришла к этому выводу. В итоге компаниям приходится слепо доверять ей

— комментирует Алексей Андреев, эксперт «Лаборатории Касперского.

*В опросе «Социальные кредиты и безопасность: охватывая мир рейтингов» приняли участие более 10 тысяч человек из 21 страны.