Константин Ремчуков: «Поддержка алюминиевой отрасли критически важна для российской экономики»

Главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков рассказал, к чему могут привести последствия недофинансирования алюминиевой отрасли.

Пока во всем мире для спасения основных отраслей экономики и ключевых компаний активно используют кредитные ресурсы, в России нужно предпринимать антикризисные меры еще активнее, считает Ремчуков. Правительство должно помочь сохранить организации, трудовые ресурсы и потенциал для роста в будущем. И задумываться об этом нужно уже сейчас, поскольку после пандемии механизмы должны уже действовать.

Как подчеркивает Ремчуков, алюминиевая отрасль в большей степени нуждается в масштабной поддержке, и он находит на это несколько серьезных аргументов.

 

Прежде всего – роль металлургии как двигателя инноваций. Сегодня эта отрасль очень популярна во многих других промышленных сферах, в том числе там, где используются новейшие разработки и современные материалы. При этом доля инвестиций на реконструкцию и модернизацию в металлургии в 2018 году составляла 27%, тогда как в среднем по другим отраслям было всего 16%. Плюс если смотреть в целом по инновационной активности предприятий, в металлургии их доля составит около 31%, а в среднем по другим отраслям – порядка 13%. Высоко котируется и экологически чистый алюминий, произведенный с использованием гидроэнергии – его активно используют в авто- и авиастроении. Достойных по качеству аналогов такому алюминию на Западе не нашлось. Но в то же время с тем же Китаем конкуренция остается высокой, особенно с учетом того, что там отрасль серьезно поддерживается правительством.

Второй аргумент в пользу алюминиевой отрасли – ее позиции как крупнейшего работодателя в большинстве регионов присутствия. При условии закрытия заводов без работы останется очень много людей, что существенно усилит социальную напряженность. Более того, в некоторых городах алюминиевые предприятия являются вообще градообразующими, поэтому их кризис может поставит под удар всю местную экономику.

Третий важный момент связан с высокой зависимостью других отраслей от алюминиевого производства. В результате может быть нарушена длинная производственная цепочка как в крупных машиностроительных отраслях, так и, например, в сфере упаковок, где тоже сейчас активно используется алюминий.

Четвертая причина – безвозвратные потери, которые неизбежно произойдут в случае сокращения производства алюминия. Они затронут как сам РУСАЛ, так и регионы его присутствия. Дело в том, что если допустить вынужденную (пусть даже частичную) остановку производства, то выйдет из строя оборудование, стоимость которого измеряется несколькими тысячами евро за 1 тонну мощности. А в некоторых городах это вообще грозит полной остановкой заводов. К тому же перезапуск производства в дальнейшем тоже очень дорогой процесс.

Пятый пункт – это конкуренция, прежде всего с Китаем, который в случае сокращения производства в России по такой ключевой отрасли, как алюминиевая, уйдет далеко вперед.

И еще одна важная причина – неизбежные потери для энергетики, которая сильно зависит от алюминиевой отрасли.

В заключение Ремчуков отмечает, что помощь должна оказываться не только самим предприятиям, но и конечным потребителям. Он подчеркивает, что в западных странах применяется как раз такой «синхронный» подход, когда поддержка сбалансирована на всех уровнях. В противном случае начнется стагнация недофинансированных отраслей.