Кризисные ситуации каждый использует по—своему. На рынке всегда будут компании, которые видят открывающиеся возможности там, где остальным мерещится неминуемый провал. Мы обсудили с Михаилом Грачевым, генеральным директором компании Grass, как чувствует себя производство в эпоху больших перемен, что происходит с направлением экспорта, и как сохранять стабильность, невзирая на любые внешние обстоятельства.
Повлияла ли эпидемиологическая обстановка на продажи?
Какие шаги вы предпринимаете, чтобы адаптироваться к текущим условиям?
Безусловно, ситуация, которая сложилась во всем в мире не могла не отразиться на работе нашей компании, в том числе на продажах. Но в отличие от многих организаций, у нас это влияние положительное. В марте мы произвели рекордное количество продукции – более 8 тысяч тонн. Внутри структуры тоже происходят определенные изменения: если раньше лидером продаж был сегмент профессиональной автохимии, то сейчас на первые позиции вышло направление бытовой химии и профессиональных клининговых средств. Продажи антисептиков и дезинфицирующих средств по понятным причинам также показывают рост. Вырос сегмент онлайн-продаж, как через собственный интернет-магазин grass.su, так и через партнерские площадки.
Можно сказать, что вы были готовы к изменению рынка?
Да, потому что наша стратегия развития подразумевает широкую диверсификацию, быструю адаптацию к текущим условиям, постоянное самосовершенствование. Наши сотрудники готовы к любым изменениям, потому что знают, что всё зависит от них самих. В компании создана такая среда, где каждый чувствует себя на своем месте и по-настоящему любит свою работу.
Мы работаем по гибкой системе управления проектами Agile и методологии Scrum. По философии Agile работают такие мировые лидеры, как Google, Apple, Airbnb, Microsoft. Agile – манифест, которому мы следуем в работе, совсем несложно понять: «люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов» или «готовность к изменениям, важнее следования первоначальному плану».
Как это выражается в цифрах?
В целом, по итогам 4 месяцев 2020-го года компания прирастает на 45% по отношению к прошлому году, хотя буквально пару месяцев назад прирост был в районе 70%. То есть во время всеобщего кризиса, по-прежнему очевиден активный рост. Мы набираем персонал, постоянно учимся, активно развиваем дилерскую сеть, разрабатываем новые продукты.
За 17 лет в компании создано более 900 наименований продуктов, поэтому, если какое-то направление проседает, ситуация выравнивается с помощью других сегментов.
Все внутренние и внешние ресурсы готовы к любым ситуациям, гибкость – одно из наших ключевых достоинств. Мы в любую секунду можем создать продукт, который нужен именно сейчас.
Изменилась ли схема взаимодействия с зарубежными партнерами? Как чувствует себя ваш китайский офис?
В начале весны были сложности из-за ограничительных мер, введенных Правительством РФ, – не было возможности поставлять антисептики и средства первой необходимости за границу. Естественно, наши зарубежные партнеры недополучили продукцию этого сегмента, там был определенный спад продаж. Подразделение в Китае было закрыто до апреля из-за тотального запрета работы на всей территории страны. Сейчас продажи понемногу оживают, Китай вместе со всем миром начинает адаптироваться к новым условия, и сегмент бытовой химии пользуется повышенным спросом.
Но вообще, в кризисное время, когда национальная валюта проседает, продавать за границу становится особенно выгодно. Поэтому наш экспортный отдел чувствует себя отлично. Пока доля экспортных отгрузок не велика – в районе 10-15%, но мы работаем над тем, чтобы ее увеличить.
А что насчет взаимодействия с российскими партнерами?
В некоторых регионах были установлены более суровые меры для работы компаний в условиях пандемии, некоторые из наших партнеров были вынуждены закрыть магазины. Но мы не сидели сложа руки, проводили стратегические сессии и планировали дальнейшие действия.
Как планируете развиваться в ближайшее время, с учетом существующих реалий?
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что мир уже не будет прежним. Научно-исследовательский центр компании Grass разрабатывает и совершенствует составы антисептических и дезинфицирующих средств, которые по-прежнему будут очень востребованы. В ближайшее время у нас появятся новые продукты, новые формы этих средств, потому что потребность рынка в них будет только расти.
Онлайн-продажи будут наращивать темпы, потому что этим форматом научились пользоваться даже люди старшего поколения. Поэтому онлайн-торговля – направление, в развитие которого мы также будем вкладывать наши ресурсы.
У нас есть амбициозные планы по экспансии за пределы РФ и освоению огромных рынков Индии и США, и нет сомнений, что скоро продукция компании Grass будет стоять на полках магазинов этих стран.
Производственные площади расширяются и достраиваются, поэтому в будущее смотрим только с оптимизмом и уверенностью.
Что можете посоветовать волгоградским предпринимателям для сохранения позиций на меняющемся рынке?
Быть гибкими, заботиться о сотрудниках, чтобы в сложные времена команда еще больше объединялась и прилагала максимум усилий не только для удержания позиций, но и для дальнейшего роста. Приезжайте к нам на производство, с радостью поделимся нашими инструментами и фишками. Я буду рад, если бизнес-климат и количество успешных компаний в Волгограде будут только расти.