Евгений Никитин: «Счастливый человек работает эффективнее»

В условиях гонки за наращивание производства, внедрение новых технологий и улучшение экологичности мы забываем о ещё одном важном факторе – создании благоприятной среды для улучшения качества жизни. О необходимости учитывать этот момент и ценностях компании генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин рассказал в интервью «Коммерсанту».

— Евгений Викторович, на прошедшем в Давосе Всемирном экономическом форуме много говорили об устойчивом развитии компаний. Сегодня это особенно важно для делового сообщества?

— На сегодняшний день это уже не столько обязанность, сколько возможность обмениваться опытом и изучать лучшие мировые практики, которые затем можно внедрить в своей компании. В этом смысле РУСАЛ отличается от остальных, поскольку ещё почти 20 лет назад заложил эти принципы в своей стратегии развития. А то, что сейчас у нас есть клиенты по всему миру, только накладывает дополнительную ответственность.

С 2004 года мы публикуем отчет об устойчивом развитии, где подробно сообщаем обо всех наших действиях и достижениях в области защиты окружающей среды, модернизации производства, экологических проектов, борьбы с выбросами парниковых газов, обучения сотрудников, развития социальной сферы в регионах присутствия и так далее. По этому документу легко проследить как динамику улучшений по всем параметрам, так и объем инвестиций в реализуемые компанией проекты.

— Вы довольны обратной связью от тех, для кого вы реализуете все ваши экологические и социальные проекты?

— Такую обратную связь нам получить очень легко, т.к. большая часть жителей городов, где работает РУСАЛ, —наши сотрудники и их семьи. Поэтому получается, что эти проекты мы реализуем в большинстве своем для своих же сотрудников. Более того, мы пошли дальше в этом направлении и за счёт значительной части управляющего офиса, который расположен в Красноярске (я сам тоже там часто бываю) имеем возможность анализировать ситуацию в разных местах, где представлена наша компания. В конечном счете это позволяет быть в курсе всех проблем в регионах, видеть эффективность менеджмента и оценивать, насколько комфортно работать сотрудникам. Я вообще считаю, что счастливый человек работает гораздо эффективнее

— А чего, как вы думаете, не хватает жителям того же Красноярска для счастья?

— В Красноярске достаточно остро стоит вопрос улучшения окружающей среды. Но по этой теме возникает много эмоционального фона, тогда как объективных фактов минимум. Промышленные предприятия там часто обвиняют во всех экологических бедах, что, конечно, необъективно. Но в то же время работу в этом направлении действительно не помешало бы усилить.

КрАЗ, к примеру, за последние годы серьезно модернизировал свое производство с точки зрения экологичности. Другие крупные предприятия в городе тоже активно занимаются этим вопросом, но ситуация остается не самой благоприятной. Здесь важно учитывать и другие факторы – печное отопление от частного сектора, который занимает значительную часть в городе, выбросы от заметно возросшей транспортной нагрузки и т.д. Все сваливать на промышленность нельзя.

— Но РУСАЛ ведь сделал еще не все, что можно, чтобы модернизировать заводы, построенные еще 50 лет назад?

— Конечно нет. Экология — это та сфера, где работать нужно постоянно. Мы продолжаем инвестировать в экологические проекты и активно переходим на технологию «Экологический Содерберг». В этом году в планах обновить более 400 электролизеров на 5 предприятиях и полностью завершить перевод на технологию «Экосодерберг» Красноярского алюминиевого завода.

Также стоит отметить, что РУСАЛ не только обновляет старые предприятия, но и строит новые. Например, Хакасский и Богучанский заводы – лучшие в мире по экологии и самые эффективные в алюминиевой отрасли. Таким же будет Тайшетский алюминиевый завод, который мы заканчиваем строить в Иркутской области. Кроме того, мы планируем выпускать еще больше алюминия под экобрендомAllow. Эта продукция с одним из самых низких уровней углеродного следа в отрасли, что сейчас очень востребовано в мире.

— Новые заводы РУСАЛ строит в отдаленных местностях. Насколько люди готовы ехать туда, где нет инфраструктуры, аналогичной крупным городам?

— У нас в компании хорошо работают программы по развитию кадрового резерва, многие специалисты переезжают на новое место с других наших заводов с учетом карьерных перспектив, которых легче достигнуть на недавно построенном заводе. Помимо этого, мы, строя заводы, обустраиваем в этих городах жилье «под ключ» для наших сотрудников, которые туда поедут, чтобы они не отвлекались ни на какие бытовые вопросы.