Бизнес как азарт и предвкушение

Галина Хвостова, бизнес-консультант по системе продаж

Есть ли у вас любимая игра? Постарайтесь прямо сейчас вспомнить, когда вы играли в последний раз. Вспомнили? Теперь вообразите себе, что вы играете. Не читаете этот текст, а играете в свою любимую игру. У вас получается, вы побеждаете или добиваетесь желаемого результата. Зафиксируйте свое сознание на ощущениях. Не читайте дальше текст. Остановитесь на полминуты и прочувствуйте свое состояние во время игры. Весь дальнейший текст будет иметь для вас смысл, только если вы выполните это простое маленькое упражнение.

 Сделали? Прочувствовали? А сейчас постарайтесь написать на листе бумаги те чувства, которые вы испытали. Те самые, которые вы испытываете во время игры. Любыми словами, даже неправильными. Ведь это ваши чувства, ваши ассоциации. Я могу сказать только о своих: азарт, адреналин, радость… Как у вас меняется ощущение времени в игре? У меня оно резко сокращается, я его просто не замечаю. Скорее всего, у вас со временем происходит то же самое. Михай Чиксентмихайи называет это состоянием потока.

Каждый, кто начинает свой бизнес, находится примерно в таком же состоянии. Предвкушение, азарт и прочее. Но спустя долгие годы бизнес превращается в рутину. Что с этим делать? Как вернуть радость от процесса? Как находиться в состоянии потока всю оставшуюся жизнь? На эти вопросы тоже уже давным-давно найдены ответы.

Нам с вами приходится ставить себе большие, амбициозные цели. Даже если мы поймали рыночную волну и быстро вышли на хорошую прибыль, то через некоторое время она нас уже не радует. Стабильность — это не для предпринимателя, это больше для наемного сотрудника. Нам стабильность кажется смертью. Даже если сознательно мы говорим себе: стабильность — это хорошо, подсознание начинает нас проедать: все, это конец, больше ничего нового уже не будет. И в этом случае внезапное изменение внешней среды, толкающее в пропасть — спасение для нас. Именно в этот момент мы оживляемся, ищем выход из безвыходной, казалось бы, ситуации и (о чудо!) находим его. Неопределенная меняющаяся среда для нас как воздух.

Как же быть в том случае, если все в порядке и с внешней средой, и с прибылью? Создайте себе трудности сознательно (это гораздо лучше, чем тоскливо ждать кризиса в серых буднях стабильности). Поставьте себе новую задачу. Именно такую, которая вас зажигает. Собственник бизнеса обязан мечтать. Он должен создавать иную реальность в своей голове и делать шаг к ее внедрению. Да, да, да. Это те самые идеи, от которых некоторые ваши сотрудники закатывают глаза (ну, началось!), а некоторые загораются одновременно с вами.

Это похоже на игру. Выход на новый уровень, новый счет, даже новая игра. И не забывайте, что в игре очень важны призы. Обязательно привяжите к достижению цели эмоциональную награду для себя и своей команды, награду, которая будет реально мотивировать, а не создавать видимость мотивации.

В любом бизнесе, где есть наемные сотрудники, есть три стороны, участвующие в бизнес-процессах. Это собственник бизнеса или руководитель, исполнители или сотрудники и клиенты. Все они живые люди и всем им нужно одно и то же — игра. Или радость от всего, что они делают в вашем бизнесе. Вы все прекрасно знаете, что и клиенты, и сотрудники — это большая головная боль. Очень трудно найти высококвалифицированный и мотивированный персонал. Много ресурсов уходит на привлечение клиентов, в силу чего желательно их сохранить, оставить внутри вашего бизнеса как можно дольше.

Как успешным компаниям удается мотивировать своих сотрудников? Вы можете мне не поверить, но часто это очень простые решения. Мотивационная доска, на которой просто ведется счет звонкам, встречам, сделкам. Переходящее красное… кресло! Или золотой стол. Или еще что-то красивое и статусное. Соревнования за привлекательный приз (это может быть сертификат в спа-салон, айфон или путевка на курорт).

С клиентами дело обстоит так же. Разве никто из вас не обменивал крышки от кока-колы с баллами на белых медвежат? И не собирал доминошки в супермаркете? Вспомните, что вы чувствовали, когда в ресторане официант подошел к вам со счетом и протянул стакан с тремя кубиками, чтобы вы их бросили и получили скидку в зависимости от того, что покажут кости? Вряд ли вы сказали: не буду кидать. И вряд ли вы кидали ради скидки. Скорее всего, вам было интересно поиграть. Но если всем нам так нравится играть, что нам мешает превратить бизнес в увлекательную игру для всех? Для руководителя, сотрудников и клиентов.

Сами не знаете, как все это внедрить в своем бизнесе? Звоните — 79377411477 — поможем!


 

Текст: Галина Хвостова