Евгений Никитин: «Наш алюминий нужен мировому рынку»

Уходящий год стал для «РУСАЛа» знаковым – после снятия санкций в январе компания возвращается к своим позициям на мировом рынке. Генеральный директор «РУСАЛа» Евгений Никитин в интервью «Коммерсанту» рассказал о текущей ситуации и сделал прогноз относительно спроса на алюминий.

 

За первые три квартала 2019 года «РУСАЛ» увеличил продажи первичного алюминия на 9,8% до 3 млрд тонн, несмотря на общемировую тенденцию снижения цен на алюминий. Впрочем, Никитин отмечает, что текущая ценовая ситуация связана с макроэкономическими процессами и не зависит напрямую от состояния алюминиевой отрасли. Главные драйверы развития отрасли – восстановление нормальных торговых отношений между США и Китаем, а также сохранение стабильного развития автомобильной отрасли в Европе. С учетом тенденции к повышению экологичности автомобилей спрос на листовой алюминий в автопроме заметно растет.  «РУСАЛ» является одним из ведущих в мире производителей экологически чистого алюминия и производит продукцию с низким углеродным следом.

Кроме того, перспектива роста интереса к алюминию связана еще и с постепенным переходом производителей напитков от пластиковых бутылок к алюминиевым банкам.

Спрос на алюминий, как считает Никитин, должен вырасти уже в следующем году.

Что касается конкретно спроса на продукцию «РУСАЛа», Никитин отметил, что без российского металла и сплавов мировому рынку обойтись очень сложно. Компания была и остается частью мировой производственной цепочки. Металл под брендом Allow, позиционируемый как произведенный по максимально экологичной технологии, становится все популярнее и популярнее. А помимо устоявшихся торгово-экономических связей и новых технологичных решений, «РУСАЛ» гордится и дорожит наработанной годами репутацией надежного партнера.

Оценивая положение дел на отечественном рынке алюминия, глава «РУСАЛа» акцентировал внимание на том, что за последние три года объем экспорта продукции выше импорта. Однако добавляет, что их структура очень отличается – на экспорт в основном идет прокатная продукция, упаковочная фольга и прутковая экструзия. Все эти отрасли были развиты еще во времена СССР. А вот импорт акцентирован на совершенно другие товары – профили для мебели, автомобильные диски для колес, материалы для строительства и отделки, радиаторы отопления и т.д. При этом импортная продукция составляет порядка 20% общего потребления. Никитин считает, что это небольшая доля, но уменьшать ее до еще более низких значений опасно – это может привезти к снижению конкуренции в отрасли и потере качества продукции. Впрочем, около половины из текущего объема импорта заместить попросту не получится, т.к. в России либо нет аналогичных производств, либо недостаточно мощностей для полноценного насыщения рынка в соответствии со спросом. Это, к примеру, плоский прокат, используемый в строительстве, колесные диски, крупногабаритный транспортный профиль и т.д. В этом смысле, уверен Никитин, нам есть о чем задуматься и куда двигаться, чтобы развивать отрасль и экономику в целом.

Еще одна точка приложения усилий, которая может дать результат в ближайшей перспективе – производство алюминия для автомобильной отрасли, чтобы доля этого металла в современных авто увеличивалась. Это, с одной стороны, сделает машины более легковесными, а с другой заметно снизит вредные выбросы в атмосферу. Пока же алюминия в автомобильной промышленности в России используется примерно в 2,5 раза меньше, чем в Европе.

Наконец, по мнению Никитина, нужно обратить внимание на крайне низкий уровень локализации производства алюминиевых компонентов в нашей стране. И нужно его максимально расширять, ведь алюминий может продуктивно использоваться и в строительстве, и в машиностроении, и во многих других ключевых отраслях экономики.

Относительно планов «РУСАЛа» на ближайшие годы, Никитин высказался оптимистично. В частности, он отметил, что доля продаж продукции с добавленной стоимостью должна нормализоваться в начале 2020 года по итогам завершения периода контрактации. Кроме того, в скором времени наконец закончится строительство Тайшетского алюминиевого завода.