Текст: Вячеслав Ященко, историк, краевед
Вот уже 79 лет второго октября отмечается День Профтехобразования. Но мало кто знает, что первое ремесленное училище в России было открыто в Царицыне. Дореволюционный опыт этого учебного заведения оказался вполне успешным, а подход к обучению— прогрессивным. Царицынское ремесленное училище содержалось на средства государства. Большую помощь оказывали и меценаты. Одним из них был царицынский миллионер Василий Лапшин.
Торжественное открытие
14 сентября 1896 года в Царицыне состоялось открытие ремесленного училища. Так как здание училища в те дни еще строилось, торжественное мероприятие проходило в доме братьев Серебряковых. Из-за малых размеров зала присутствовало немного участников. Но малочисленность акции компенсировалась представительностью гостей. С приветственными речами выступали попечитель Казанского учебного округа В.А. Попов, директор народных училищ Панов, директор мужской гимназии Д.Т. Третьяков, городской голова Ф.С. Семенов. Молебствование совершал соборный протоиерей Флегматов. Солидности мероприятию придавал полицмейстер П.Н. Подъяпольский.
«Ремесленное училище принадлежит к низшему типу технических училищ, имеющих целью исключительно образование рабочих», — громогласно объявил окружной попечитель.
Попов обрадовал всех новостью: из 12 городов, в которых планировалось открыть ремесленные училища, первым оказался Царицын. Чиновник вкратце рассказал предысторию вопроса. 7 марта 1888 года были утверждены «Основные положения о промышленных училищах». Спустя шесть лет царь одобрил мнение Госсовета об открытии в Царицыне профтехучилища, а еще спустя год Министерство народного просвещения ассигновало на эти цели первые 40 тысяч рублей. Ежегодно на содержание учебного заведения Министерство запланировало отпускать 11 960 рублей.
Директор Панов показал гостям схему строящегося двухэтажного здания училища и сообщил, что обучение будет проходить по двум направлениям: кузнечно-слесарному и столярному. Третьяков сообщил о том, что из 59 прошений на поступление комиссия выбрала 42 ученика из низших сословий: 17 мещан, 13 крестьян, 10 детей низших военных чинов и двое из иных сословий. Городской общественности представили преподавательский состав нового училища. Первым назвали законоучителя, священника Благовидова, затем откланялись инструктор Иван Воскобойников, руководитель слесарного отделения Коразыский и глава столярного отделения Марков. С краткой приветственной речью выступил учитель черчения и рисования, выпускник Московского Строгановского училища П. Г. Симонов. Были также представлены наставники — опытные мастера: столяр Перфильев, слесарь Мамотков и кузнец Мешков.
Трудные науки
Осенью 1897 года постройка здания ремесленного училища была закончена. Помещения освятили священники Скорбященской церкви. Коллектив училища перебрался из «наемного дома без удобств» на улицу Бельскую в уютное двухэтажное строение с классами, мастерскими и силовой установкой. Училище соседствовало с закрытым старым кладбищем, поэтому для оттенения скорбного придела власти города окружили учебное заведение деревьями и кустарниками, заложили рядом небольшой сад.
«Здание производит хорошее впечатление: комнаты просторные, светлые», — писал в те дни журналист «Волжско-Донского листка».
В вестибюле училища воспитанников встречало расписание занятий: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, общие понятия из физики, технология дерева и металлов, чистописание, рисование, черчение геометрическое и техническое, пение. 19,5 часов в неделю ученики изучали теоретические науки, а 24 часа практиковались в мастерских. Занятия заканчивались в 18-00.
С начала 1898-1899 учебного года были открыты три класса, позже — пять. Первые три года были трудными и для учеников, и для педагогов. Дети с трудом осваивали программу. Больше половины учеников оставалось на второй год. Но вскоре учебный процесс перестало лихорадить, и учащиеся ремесленного училища стали радовать родителей и общественность города отличными познаниями. В стенах училища проводились ежегодные выставки работ учеников, по завершении которых горожане охотно скупали их изделия: табуретки, деревянную посуду, молотки, отвертки, топоры. Дети с учителями посещали промышленные предприятия города «в учебных целях». Высокие показатели Царицынского ремесленного училища в «подготовке сведущих рабочих» были отмечены в 1900 году на Всероссийском ремесленном съезде. В том же году инспектор Воскобойников по заданию Министерства посетил Парижскую Всемирную выставку.
С родителей учеников училища взималась плата — 8 рублей в год. Для неимущих же семей через газету «Царицынский вестник» организовывались сборы средств для оплаты обучения их чад. Помощь ученикам и ремесленному училищу оказывали многие меценаты. Среди них особо выделялись местные владельцы заводов, которые сетовали на то, что в условиях промышленного бума в Царицыне невозможно найти профессиональных рабочих, которые бы могли трудиться на современном и дорогостоящем оборудовании «и производить починку (станков) в случае их порчи».
Одним из учеников, получавших «вспомоществование благодетеля» был и Миша Гаврилов. Миллионер Василий Федорович Лапшин заявил родителям Михаила, трудившимся в его садах, что готов оплатить обучение их сына в ремесленном училище. Он также намекнул, что после того, как юноша получит аттестат, его возьмут на работу в мастерские мецената. Родители Миши с радостью согласились, и в сентябре 1906 года Михаил Гаврилов переступил порог ремесленного училища. Его трудовая карьера прекрасно иллюстрирует жизнь выпускников училища.
Судьба выпускника и гибель мецената
«Учеба в ремесленном училище давалась мне нелегко, — писал в 1921 году в прошении о помиловании разжалованный сотрудник чека Михаил Гаврилов. — Я плохо понимал арифметику, имел плохие отметки по чистописанию, но недурно рисовал и чертил, с большим желанием пел на уроках пения…Больше всего я любил работать в мастерской, где и стал настоящим пролетарием».
Лапшин выполнил свое обещание. Сразу же после получения аттестата Гаврилов был трудоустроен в судоремонтную мастерскую пароходства «Русь». «Я был хорошим слесарем. Перед революцией стал мастером. На фронте (Первой мировой войны) я не был по болезни ног. А в Гражданскую (войну) ремонтировал пароходы и канонерские лодки Волжской военной флотилии», — рассказывал о своей карьере выпускник училища.
В 1920 году Гаврилов поступил на службу в Царицынскую чека. Расследуя уголовное дело о контрреволюции во Втором Донском округе, он совершил должностное преступление. Как сложилась жизнь этого выпускника ремесленного училища после суда над ним—неизвестно.
Гаврилов был не единственным учащимся этого учебного заведения, кому дал путевку в жизнь меценат Лапшин. Впрочем, скольких мальчишек облагодетельствовал царицынский миллионер — неизвестно. Василий Федорович Лапшин был настоящим самородком. Свое состояние он сколотил упорным трудом в условиях неизменно сопутствующей ему удачи. Лапшин владел в Царицыне кондитерскими и пряничными заводами, один из которых —«Конфил»— до сих пор радует россиян своей продукцией. Он учредил пароходство «Русь», последнее судно которого закончило свой трудовой путь аж в 1973 году. Также имел лесопильный завод, организовал торговое товарищество «Лапшин и Ко», открыл торговый дом, заложил огромный сад и завел в нем молочную ферму и дачный бизнес. Его рабочие бесплатно отдыхали на этих дачах.
Василий Федорович принимал деятельное участие в управлении Царицыным. Дважды исполнял обязанности головы города, занимал должности в общественных организациях, среди которых были Попечительский совет Мариинской гимназии, Уездный училищный совет, Сиротский суд, городской комитет Общества улучшения народного труда. Занимался Лапшин и благотворительностью. Одним из направлений его меценатской деятельности и была помощь учащимся ремесленного училища. Ее он оказывал как напрямую путем оплаты их обучения, так и через Общество вспомоществования нуждающимся ученикам ремесленного училища. Позже для этих целей Лапшин организовал в ремесленном училище«Фонд потомственного почетного гражданина Царицына В.Ф. Лапшина». В 1918 году большевики национализировали предприятия Лапшина, а его самого отправили в трюм баржи-тюрьмы, стоявшей на приколе в устье реки Царицы. Опального миллионера спасли его рабочие, взявшие бывшего работодателя на поруки. Впрочем, Гражданскую войну Лапшин не пережил. Он умер в нищете и забвении от болезней и голода.
Судьба училища
Царицынское ремесленное училище также не пережило годы Смуты. В 1918 году оно было упразднено. Как сейчас говорят, оптимизировано. Училище исчезло, но профтехобразование на его базе осталось. В здании на улице Бельской были организованы курсы подготовки рабочих, «согласно указаниям и программам центра». Курсы являли собой «надстройку над школой второй ступени».
«На эти курсы приняты два последних года обучения ремесленного училища, остальные распределены по школам первой ступени», — говорится в пояснительной записке чиновника отдела просвещения.
Позже в здании упраздненного училища проходили занятия районного фабрично-заводского ученичества, профессионально-технической школы имени Кулибина и вечерние технические курсы. В 1929 году здесь стали обучаться студенты Сталинградского судостроительного техникума. Во время Сталинградской битвы дом бывшего ремесленного училища был разрушен до фундамента. На месте руин после войны отстроен кинотеатр «Победа».