Роман Андрюшин: «Спрос на алюминий на внутреннем рынке растет»

Директор по сбыту и маркетингу РУСАЛа Роман Андрюшин рассказал о текущем положении дел на рынке металла и поделился мыслями о его дальнейшем развитии.

Самую заметную положительную динамику на рынке металла в последние годы демонстрировал алюминий, однако по итогам первых девяти месяцев 2019 года рост спроса замедлился и составил 49,5 млн тонн. Впрочем, по мнению экспертов, это результат перехода рынка на новый этап – «от бурного роста к зрелости».
«Мы видим лишь замедление роста, а не падение, что абсолютно нормально», – цитирует Романа Андрюшина ТАСС. По его словам, этот рынок сейчас просто немного переориентировался в
соответствии с требованиями времени.

          При этом сразу несколько отраслей можно назвать драйверами роста потребления алюминия.
Первый из них – это автомобильная промышленность. Здесь есть большие перспективы для роста.
Роман Андрюшин приводит цифры в 70,6 тыс. тонн – столько алюминия идет на российский
автопром, что составляет около 10% от общероссийского потребления. Основная причина такой
ситуации в том, что пока в российском автомобилестроении нет производителей такого уровня, чтобы в большом количестве производить высококачественные запчасти из алюминия. Чтобы это изменить, нужно объединить усилия и власти, и бизнесу, и представителям отрасли.
Андрюшин также отметил, что большой спрос на алюминий проявляют производители
электромобилей, где в среднем используется от 300 до 500 кг металла на машину, но в России это
направление в ближайшие годы не будет перспективным ввиду отсутствия инфраструктуры. Хотя
тот же РУСАЛ в рамках международных проектов поставляет алюминий зарубежным производителям электромобилей.
Второй драйвер роста спроса на алюминий – сектор упаковки. К примеру, многие ведущие
производители газировки массово уходят от пластиковых бутылок к алюминиевым банкам. То же
самое касается и одноразовой посуды, что связано с принятым Европарламентом законом, по которому с 2021 года одноразовая пластиковая посуда будет под запретом.
Третий драйвер роста – это строительство, где существенно вырос спрос на экологичные
материалы, в том числе электропровода из алюминиевых сплавов. Раньше такая проводка была
запрещена, но в РУСАЛе считают, что это связано исключительно с недобросовестной
конкуренцией и высокой долей контрафакта, потому что статистика по безопасности после
введения запрета стала только хуже. Современные же алюминиевые сплавы позволяют говорить
о высоком уровне безопасности. На сегодня в структуре сбыта РУСАЛа доля продаж алюминиевой проводки составляет 15-20 тысяч тонн в год, что даже меньше 1%, однако даже такая цифра дает огромные преимущества потребителям.
Кроме этих «трех китов», РУСАЛ активно поставляет свою продукцию предприятиям
авиастроения и космической отрасли.
Внутренний спрос на алюминий растет и благодаря реализации в России национальных проектов. В ближайшей перспективе за счет этого спрос может вырасти еще на 3-4% в год.
Что касается Волгоградского алюминиевого завода, то в этом году более 50% продукции ушло на
внутренний рынок, а доля продукции с высокой добавленной стоимостью составила 70%. Основные потребители волгоградского алюминия – приборостроение и строительная отрасль.
Стоит добавить, что облпромторг вместе с РУСАЛом сейчас прорабатывают вопрос создания в Волгоградской области «технологической долины». Договоренности для развития производственного кластера уже есть, для этого будет использована площадка Волгоградского алюминиевого завода.