Адьос, организмы: восстание машин подходит к концу

Сто, а то и все двести (если считать от «Франкенштейна») лет писатели, художники и кинорежиссеры пугали нас картинками будущего, где человеческое стало чуждым человеку, и миром начали управлять машины. Реальность поступила в своем фирменном стиле: оказалась совсем не такой, какой ее долго-долго ожидали. Эпоха, когда машины управляют людьми, уже наступила — и эта победа искусственного интеллекта всепроникающа. «ДВ» разбирает по полочкам, в каких сферах это произошло.

Банковское дело и помощь человека

Прошло без малого десять лет с того дня, как в Волгограде торжественно открыли головной колл-центр Сбербанка. По сути, это стало началом большой волны появления в регионе многочисленных колл-центров: Delivery Club, Lamoda, «Аэрофлот» и десятки других организаций выбирали наш город, потому что у местных жителей нет никакого характерного выговора, а стоимость здешней рабочей силы сравнительно невелика.

Сотрудников колл-центров скоро заменят боты с искусственным интеллектом

Однако сейчас тот же Сбербанк анонсирует запуск проекта по замене сотрудников колл-центра нейросетью. Проект iPavlov, разработанный Лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ, предусматривает создание ИИ, который способен общаться с пользователями и отвечать на вопросы как живой человек. Первый этап эта система уже преодолела: сеть обучили алфавиту, морфологии и синтаксису, чтобы она грамотно составляла слова и предложения. Кроме того, ее совершенствуют по диалогам из сериалов и фильмов, чтобы сеть понимала, как общаются люди. В финансировании проекта участвует охочий до таких технологических инициатив Сбербанк, и тестовые внедрения системы могут начаться уже в 2019 году.

Одновременно другой игрок финансового рынка, «Тинькофф Банк», запустил в этом году бота по имени Олег — пожалуй, самого продвинутого бота-помощника на настоящий момент. Олег общается в чате с пользователем так, что его манеру невозможно отличить от манеры живого человека, и он в состоянии дать полноценную консультацию по всем стандартным запросам. Нестандартные, для которых пока привлекаются люди из плоти и крови, — не за горами. Аналогичных ботов один за другим запускают и другие банки.

 

Транспорт и организация дорожного движения

К сервисам типа «Яндекс.Такси», Gett или Uber многие привыкли настолько, что уже и не помнят, каково это — звонить в службу такси, ждать, когда приедет машина, полагаясь лишь на неточные сообщения вроде «Машина в пути». Отслеживать такси по карте, находить свободную машину за считанные секунды — это достижения геоинформатики и анализа «больших данных».

Управление автомобилем роботы берут на себя

Но эти удобства — лишь верхушка огромного айсберга, который постепенно приплывает в нашу гавань. Первой ласточкой проникновения искусственного интеллекта в эту сферу станут в ближайшие годы автоматизированные системы управления дорожным движением — «умные регулировщики», которые знают буквально обо всем происходящем на дорогах города и помогают распределить поток автомобилей и пешеходов таким образом, чтобы повысить скорость тех и других, увеличить безопасность и избежать пробок. В Волгоградском государственном техническом университете подобные системы были разработаны еще в 2000-е гг., однако применения пока не находили — возможно, отношения к этому новаторству со стороны администрации изменится, когда вслед за США и Европой такие системы внедрят в Москве.

Другое новшество тоже уже совсем рядом: правительство России официально разрешит использование беспилотных автомобилей на наших дорогах с сентября 2021 года. А в сентябре этого года должна быть утверждена концепция обеспечения безопасности дорожного движения с учетом беспилотников. Правда, стоит оговориться, что в первой «беспилотной волне» только 27 дорожных участков, а во второй, с 2024 года, — 55. И тем не менее, если технология себя зарекомендует, самоуправляемые машины станут нормой в течение следующего десятилетия.

 

И люди, и животные на связи

Технология «интернета вещей» уже нашла свое применение в сельском хозяйстве: владельцы животноводческих ферм цепляют крошечный чип на коров или коз, и без опасения потерять животное отправляют его пастись. «Электропастух» поизощреннее может еще и наблюдать за физическим состоянием скота, измерять температуру и брать микропробы крови на анализ. Сегодня собранная на расстоянии информация просто передается хозяину, но в будущем возникшие проблемы будут решаться без его участия или как минимум с меньшими затратами времени: «прописать» буренке нужное лекарство и даже сделать укол сможет и робот. Со временем, как и любая технологическая новинка, эти системы подешевеют, станут доступными не только для фермеров, но и для частных лиц — а значит, собаки и кошки будут гулять сами по себе, не оставляя хозяев в тревоге. Уйдут в прошлое объявления в соцсетях о потерявшихся домашних животных — их местонахождение будет всегда показываться на карте.

Навигационные функции — пока, в основном, без медицинских дополнений — есть у многих современных смартфонов, а операторы поддерживают и поощряют эти технологии. Например, приложение, с помощью которого можно видеть на карте, где находятся ваши родные. Пока что такие функции — не совсем «интернет вещей», но как только смартфоны научатся анализировать маршруты детей и сообщать о подозрительных отклонениях родителям, будущее, которого так ждут IT-гуру, наступит.

Еще один пример из этого ряда, уже ставший реальностью: сигнальные браслеты для пациентов больниц. Даже согласно действующим в России правилам пожарной безопасности (носящим, правда, рекомендательный характер), такие вещи обязательны для стационаров: браслет издает звуки, мигает и вибрирует в случае пожарной тревоги, но его функционал может быть и серьезно расширен. Тоненькая полоска пластика на запястье сможет контролировать состояние больного, когда в непосредственной близости нет врачей, собирать и анализировать поминутные изменения его самочувствия, а также напоминать о процедурах. Пока что даже самые простые сигнальные браслеты есть, мягко выражаясь, не в каждом медицинском центре, но это опять-таки вопрос стоимости: через несколько лет такие системы наверняка станут доступнее, массовее и совершеннее. По сути, «машинный мозг» здесь заменяет человеческий, анализируя те моменты, которые человеку доступны крайне редко.

 

Машина на госслужбе и в ЖКХ

На протяжении нескольких лет лидерами проникновения «интернета вещей» и замены человека машиной были коммунальное хозяйство и транспорт. Но к 2020 году на первое место выйдут коммунальные услуги, производство будет на втором, а третье займут государственные организации. Доля государства вырастет, поскольку администрации городов выделяют средства на «умное» освещение улиц и жилых районов в целях экономии электроэнергии, а коммунальное хозяйство обгонит всех за счет инвестиций в умные счетчики.

Скрыться от системы распознавания лиц будет невозможно

Сейчас никого не удивляют фонари или водопроводные краны с датчиками движения, экономящие немало киловатт, а в будущем те же осветительные системы научатся сами оценивать требуемый уровень яркости в зависимости от количества прохожих, а сантехника — не расходовать лишнюю воду. Понятно, что вместе с благими начинаниями придут в нашу жизнь и спорные явления: тотальное отслеживание перемещений любого гражданина станет обыденностью. Хотя кого мы обманываем: оно и сейчас — обыденность, в будущем лишь автоматизируется по максимуму. Достаточно взглянуть на фантастически выросшую эффективность системы распознавания лиц в московском метро и на массовых мероприятиях: ни одному человеку, ни одному think tank’у из первоклассных профессионалов-физиогномиков недоступны такие возможности.

Государство уже берет «интернет вещей», нейросети и искусственный интеллект на вооружение, когда речь касается обеспечения безопасности. Дальше — проникновение таких систем в «мирные» сферы: в Скандинавии уже распространены «самоокупаемые» дома, которые обеспечивают сами себя энергией, накопленной из разных источников (солнечный свет, ветер, даже перемещения жильцов). При этом количество людей, необходимых для обслуживания такого дома, существенно ниже традиционного ЖКХ: достаточно лишь отслеживать амортизацию оборудования. Да и то, с «интернетом вещей» условный сломавшийся ветряк может сам «пожаловаться» на поломку. Опыт северных соседей может быть перенят у нас. Правда, между «может быть» и «уже перенимается» порой пролегает настоящая пропасть.

 

Текст: Александр Акулиничев