«Заводы-пароходы» волгоградского машиностроения

Кто сегодня определяет лицо отрасли в регионе?

Текст: Сергей Кузнецов

Машиностроение исторически играло важную экономическую роль не только для нашей области, но и в масштабах всей страны. И даже когда машиностроительные гиганты переживали нелегкие времена, появлялись новые заводы, которые пытались двигать отрасль вперед. Что из этого получилось и кто сейчас ярко отмечен на производственной карте региона — в нашем обзоре.

 

«Волгограднефтемаш»

Один из флагманов волгоградского машиностроения был основан в 1941 году как Сталинградский завод тяжелого крекингового оборудования. В военные годы активно помогал строить оборонительные рубежи, а первую продукцию выпустил в 1947 году — это были простые теплообменники. Постепенно завод вырос в мощную единицу на машиностроительном рынке СССР и снабжал оборудованием нефтегазовые предприятия из разных регионов. В 1957 году название сменилось на завод нефтяного машиностроения имени Петрова, а в 1975-м был образован «Волгограднефтемаш», включающий не только завод в Советском районе Волгограда, но и арматурный завод в Котельниково.

«Волгограднефтемаш» регулярно снабжает оборудованием нефтегазовые предприятия, в том числе и на экспорт. Самая популярная продукция — реакторы, нефтяные насосы, коксовые камеры, колонны, емкости, трубопроводная арматура и др. Причем оборудование собирается на заводе полностью и поставляется заказчику в уже готовом виде. Этому способствуют близость железной дороги и наличие собственного причала на берегу Волги.

 

Волгоградский завод спецмашиностроения

фото: v1.ru

Это предприятие как самостоятельная единица достаточно молодое — оно было создано лишь в 2006 году на базе «Волгоградского судостроительного завода», название которого куда лучше определяло его сегодняшнюю деятельность. За довольно общей формулировкой «спецмашиностроение» кроется производство оборудования для судов. Завод выпускает иллюминаторы, судовые крышки и двери, плавучие электронасосные станции и т.д., а также шпунтованный материал, применяемый для работ на гидротехнических сооружениях, в автомобильной и железнодорожной промышленности.

ВЗСМ снабжает судоремонтным оборудованием многие верфи страны, сотрудничает с предприятиями портовых городов (Санкт-Петербурга, Калининграда, Владивостока) и производит продукцию для оборонно-промышленного комплекса РФ.

 

«Титан-Баррикады»

фото: Волга-медиа

Еще один крупнейший представитель на рынке машиностроения российского масштаба. Его история началась накануне Первой мировой войны в 1914 году. Из-за того что в стране было только одно оборонное предприятие, выпускавшее крупные артиллерийские снаряды, было решено открыть еще одно производство в Перми и построить завод в Царицыне. К 1917 году начался активный выпуск орудий, плюс параллельно была организована конструкторская деятельность.

В годы Великой Отечественной войны бои шли прямо на территории «Баррикад», и предприятие было разрушено, однако снова заработало в 1944 году ради нужд фронта. В послевоенные годы на предприятии помимо «оборонки» активно развивалась проектно-конструкторская деятельность — на заводе стали проектировать буровую технику и оборудование для атомной промышленности, а в 60-е — еще и ракетные комплексы.

В 1990 году ЦКБ «Титан» в составе ПО «Баррикады» отделяется в самостоятельную единицу. Акцент остается на ракетной промышленности, однако ведутся разработки и для «гражданки». Лишь в 2014 году оба предприятия пережили слияние, а в 2016-м образовался «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады». Сейчас предприятие продолжает выпускать продукцию как оборонного назначения (в том числе знаменитые комплексы «Тополь» и «Искандер»), так и гражданского.

 

«Volgabus»

Волжское предприятие «Volgabus», основанное в 1993 году, входит в тройку ведущих производителей пассажирских автобусов в России. В компании выпускают дизельные и газомоторные автобусы, электробусы и автобусы спецназначения.

По статистическим данным предприятия, порядка 70% новинок на отечественном рынке автобусов за последние 20 лет сошли с конвейеров «Volgabus». Показателен и тот факт, что именно автобусы этого бренда были официальным транспортом Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу 2018 года. Сегодня продукция предприятия выпускается сразу на двух производственных комплексах — в Волжском и во Владимирской области.

Особенно на предприятии отмечают высокий уровень автоматизации производства — роботы выполняют огромный объем работ от металлообработки до покраски деталей. У «Volgabus» есть собственный научно-инжиниринговый центр, позволяющий разрабатывать и внедрять в производство самые современные и технологичные автобусы. Только за последние годы компания представила уникальный низкопольный автобус, не имеющий аналогов в России, и беспилотный, по которому продолжаются разработки в расположенной в Москве лаборатории беспилотного транспорта.

 

Урюпинский крановый завод

Это предприятие — завод-изготовитель грузоподъемного оборудования. На нем трудится более 350 сотрудников, а сам завод занимает площадь порядка 15 тысяч м2.

Свою историю Урюпинский крановый ведет еще с царицынских времен — в 1909 году производство основал казак Евгений Марков. Во время Первой мировой войны предприятие выпускало оборонную продукцию для фронтовых нужд. В 60-х на заводе наладили выпуск башенных кранов. Назывался он тогда «Крановым заводом им. В.И.Ленина», а «Урюпинским крановым заводом» предприятие стало после распада СССР — в 1992 году.

Завод имеет собственное конструкторское бюро и производит подъемное оборудование самых разных типов: мостовые, козловые краны, кран-балки, тали, тельферы и т.д. На сегодняшний день оборудование предприятия поставляется в 250 городов. География сбыта включает ближнее и дальнее зарубежье. Продукцией завода пользуются также крупнейшие машиностроительные предприятия на Урале (например, «Уралмаш НГО Холдинг» и ЗАО «Уральская сталепромышленная компания»), а также ОАО «РЖД».

 

Волгоградский завод гусеничных машин

Предприятие заработало тоже относительно недавно — в 2005 году. Однако полноценное производство началось только в 2013-м, когда распался Волгоградский тракторный завод, и компания стала, по сути, его преемником. Ее юридическое название — «Тандем Авто».

Первые два года для изготовления тракторов марки ВГТЗ-75 использовалась старая база — детали, запчасти и узлы, оставшиеся «в наследство» от закрывшегося предприятия. Но уже в 2015 году было налажено собственное производство.

Завод выпускает не только машиностроительное оборудование и запчасти для тракторов, но и непосредственно гусеничную спецтехнику, а также бульдозеры на базе этих машин. Две самые популярные модели тракторов, собираемые в цехах ВЗГМ, — ДТ-75 и Агромаш 90 ТГ. Оказывают на заводе и услугу капремонта: полная разборка техники, анализ всех деталей и узлов и т.д.

География реализации продукции у завода очень широка и охватывает в том числе отдаленные регионы России и ближнее зарубежье.