Евгений Никитин: санкции стоит расценивать как возможность мобилизоваться

В прошлом году компания «Русал» попала в санкционный список США, что существенно отразилось на многих торговых связях компании. Тем не менее, генеральный директор Евгений Никитин в интервью РИА Новости рассказал о том, что сложившуюся ситуацию можно использовать в плюс.

 

— Какие меры «Русал» предпринимает на случай, если американская сторона введет новые санкции? Не планируете ли отказываться от доллара?

Евгений Никитин

Мы отталкиваемся от того, какую репутацию компания заслужила за долгие годы на рынке. Более того, планируем ее с каждым годом улучшать по разным направлениям. Наша защита от рисков – в выводе на рынок новых, эксклюзивных продуктов. К примеру, сейчас акценты сместились в сторону технической поддержки. Мы придумали некоторые инновационные продукты, с помощью которых клиенты смогут экономить.

Что касается валюты, то здесь мы не можем повлиять на некоторые вещи. Если заказчики из Европы могут и хотят расплачиваться в евро, то мы так и делаем, тогда как с другими покупателями мы не можем заключать договоры не в долларах.

Расскажите, как под грузом санкций проходит процесс восстановления отношений с партнерами?

Краткосрочные лицензии во время санкций существенно осложнили нам жизнь в плане заключения договоров, поэтому контракционный период попросту выпал. Сейчас в этом отношении все нормально, мы находимся в ожидании контрактов по США и другим рынкам в ближайшие месяцы. Все утраченные позиции до конца года рассчитываем вернуть.

Цены на рынке алюминия демонстрируют очень большую нестабильность. Какие тенденции по ходу текущего года вы бы отметили и какой бы сделали прогноз?

Сейчас цена алюминия составляет порядка $1800 за тонну, что еще ниже, чем было в первом квартале. Причина, скорее всего, связана с торговой войной между Китаем и США.

Касаемо прогноза, я склоняюсь к тому, что цена останется на прежнем уровне и до конца года, а повышение если и будет, то уже в следующем году.

Недавно вы заявляли, что «Русал» рассчитывает как минимум сохранить уровень производства алюминия на уровне прошлого года или даже увеличить его за счет запуска очередного комплекса Богучанского алюминиевого завода. Прогноз по этому вопросу остается неизменным?

Да, я думаю, у нас есть все шансы его выполнить. На Богучанском заводе начался выпуск литейных сплавов для автомобильной промышленности (объем – 120 тысяч тонн). Плюс у нас появился продукт с низким содержанием углеродного следа – алюминий под брендом Allow, при производстве которого используются безуглеродные источники энергии. Учитывая, что сейчас многие крупнейшие компании от производителей электроники до автомобильных заводов стараются максимально снизить углеродный след на производстве (а у нашего алюминия он втрое ниже, чем в среднем по рынку), мы очень рассчитываем на рост производства.

Когда планируется запуск третьего и четвертого комплексов на Богучанском заводе?

Тут многое будет зависеть от ситуации на рынке. В этом проекте у нас есть стратегический партнер в лице «Русгидро», поэтому мы будем принимать решение вместе. Если вдруг поймем, что нужно добавлять мощностей, будем обсуждать вопрос о продолжении строительства.

Вторым проектом совместно с «Русгидро» могло стать строительство Тайшетского алюминиевого завода. Какова сейчас ситуация с этим объектом?

Это наша стратегическая цель. Сейчас ведутся переговоры с банками по поводу проектного финансирования, но конкретики в том числе по объемам пока нет. На данный момент строительство ведется за счет собственных средств, но в дальнейшем мы надеемся привлечь проектное финансирование. При этом даже если партнеры от участия в проекте откажутся, строительство мы все равно завершим.

Какой план по капзатратам у «Русала» на этот год? Есть ли наметки плана на следующий год?

В целом по компании мы прогнозируем их на уровне прошлого года, т.е. примерно на уровне $ 800-900 млн. Финансирование планируется только из собственных средств.

А по поводу следующего года… С учетом того, что цифры за последние два года отличаются стабильностью, полагаю, что в этом плане ничего не должно особо поменяться.

Вы стали генеральным директором «Русала» в непростое время для компании. Не боялись ответственности, принимая такое решение?

Я нахожусь в компании уже больше четверти века. Начинал с электролиза, и постепенно прошел большой путь. В последние годы трудился в должности директора по алюминиевому бизнесу компании. Обе волны кризиса в 2008-м и 2013-м годах прошел, будучи директором. Поэтому знаю, что для «Русала» под силу решить любые сложности.

А ответственность не пугала, а даже, наверное, подстегивала – я бы рассматривал санкции как возможность мобилизоваться и стать лучше. Мы уже сделали большое дело – сохранили объемы производства, не закрыли заводы, еще и строим новые. Рабочие места тоже не сократили.

Вы рассказывали об увеличении доли продукции с добавленной стоимостью (ПДС). Сейчас уже наметились какие-то ориентиры?

В первых двух кварталах 2019-го года с этим были сложности из-за наличия незаконтрактованной продукции. К маю доля ПДС составила порядка 40%. А на уровень, предшествующий санкциям, постараемся вернуться к концу года. Ну и на следующий год есть цель увеличить долю такой продукции до 48-50%.

За счет чего это будет достигаться – роста объемов или новых видов продукции?

Запуск стана на Богучанском заводе позволил начать производство новых продуктов – например, электротехнической катанки, используемой в строительстве, автомобильной промышленности и других производственных отраслях. Интерес к этому продукту есть, пока мы будем выводить его на отечественный рынок, но в планах развивать и экспорт.

Мы держим руку на пульсе и сейчас разрабатываем технологии применения алюминия в 3D-печати. За такими продуктами будущее, поэтому им обязательно нужно уделять должное внимание.

Вы собирались запускать производство алюминиевого проката совместно с американской Braidy Industries. На какой стадии сейчас этот проект?

Работа движется, пока что уточняются все нюансы соглашения, которое мы подпишем. По срокам пока договоренности не было. Сейчас нам важно согласовать все параметры и тщательно все проработать, чтобы в дальнейшем не возникало проблем, да в целом легче работалось.

Но некоторые основные параметры вроде объемов финансирования и мощности предприятия уже наверняка известны и согласованы?

Конечно, и по ним изменений уже не ожидается. Причем здесь есть очень важный для «Русала» момент – сроки запуска прокатного завода и Тайшетского завода совпадают, потому что на предприятие в США мы как раз планируем поставлять низкоуглеродную продукцию с Тайшетского завода. Мы понимаем, что американский рынок хоть и является одним из крупнейших в мире, остается при этом дефицитным, так что в этом направлении обязательно нужно работать и дальше. Что мы и будем делать, и тем интереснее выйти на этот рынок именно с партнером.