Как мировые градостроительные тенденции реализуются в Волгограде

В 2007 году по данным ООН впервые в истории человечества численность городского населения превзошла численность сельского и продолжает расти. Перед городами стоит все больше и больше новых вызовов: обеспечение транспортной доступности, борьба с изменением климата, привлечение новых жителей и сохранение имеющихся. Множество городов мира успешно решают эти проблемы, для чего им потребовалось ответить на вопрос: «Как будет выглядеть город будущего?». Успешные города по-разному ответили на этот вопрос, но среди этих ответов много общих, сформировавших тенденции и практики, которые используют другие города, чтобы решить свои проблемы и стать успешнее. Какие из этих тенденций Волгоград упускает, а в каких идет с миром в одном направлении?

 

Топ-3 градостроительных тенденций, уже ставших в Волгограде реальностью

  1. Пешеходный город. Планирование города, удобного для пешехода, развитие общественного транспорта и наделение его привилегиями – одна из главных тенденций в градостроительстве. Она популярна благодаря экономии расходов на транспорт, улучшению экологии, борьбе с пробками, а также уменьшению количества ДТП. Кроме того, пешеходы тратят в среднем на 65% больше денег, чем автомобилисты (что хорошо для бизнеса), между людьми возникает больше социальных связей, они лучше знают своих соседей,а уровень их доверия к окружающим увеличивается. Волгоград делает первые шаги к реализации концепции «Пешеходный город»,и это касается пока только центра. Например, появились выделенные полосы общественного транспорта на проспекте Ленина, была переразмечена площадь Павших борцов с большим количеством места для пешеходов. В планах отдать площадь полностью пешеходам.
  2. Формирование общественных пространств. Общественные пространства – это парки, спортивные площадки, площади, многофункциональные центры, да и просто любое место, где людям будет приятно находиться.
    HighlinePark в Нью-Йорке сделан на месте неиспользуемой железной дороги

    Согласно последним исследованиям, наиболее счастливы люди тогда, когда взаимодействуют друг с другом. Формирование таких пространств наполняет город активностью, у людей появляется желание выходить на улицу, создавать новые социальные связи, некоторые из которых могут даже принести прибыль городу.Такие пространства могут создаваться где угодно, например,HighlinePark в Нью-Йорке, который был сделан на месте неиспользуемой ветки железной дороги и с 2009 года принес около 30 новых проектов на прилегающей территории. На данный момент в Волгограде появились новые общественные пространства на центральной набережной,есть проекты по ее продолжению, на которые уже выделены бюджетные средства. Большинство общественных пространств появляются в Центральном и Ворошиловском районе, в отношении других районов это обычно благоустройство 1-2 парков и косметическое благоустройство дворов.

  3. Велосипедизация. Велосипед называют транспортом последней мили, и он отлично зарекомендовал себя в этом качестве. В городах он ценится за то, что занимает мало место на дороге и парковке, он экологичен, а также улучшает здоровье и самочувствие людей. В мире велосипед встраивают в одну мультимодальную городскую транспортную схему таким образом, чтобы человек мог быстро доехать от остановки до нужного места и обратно. Лидеры по велосипедному транспорту в мире – Амстердам и Копенгаген. Велосипедом можно пользоваться как летом, так и зимой, главное – вовремя убирать снег с велосипедных дорожек (Стокгольм и Копенгаген – отличный пример).

Волгоград мог в этом году стать местом проведения международного велоконгресса, но уступил Санкт-Петербургу. С недавнего времени в городе появилась разметка для велосипедистов в центре города. Причем есть даже такие продвинутые вещи, как вынос стоп-линии для велосипедов вперед, чтобы водители, поворачивающие направо, заметили велосипедистов. Кроме того, в городе появился велошеринг, который пока скорее можно считать средством проката для рекреационных поездок, а не полноценным транспортом. Виной этому – сравнительно высокая цена поездки – 50 р. в час, что дороже любого общественного транспорта. Для сравнения: в Альметьевске стоимость поездки с помощью местного байкшэринга – 10 рублей.

 

Топ-3 градостроительных тенденций, в которых Волгоград пока отстает

  1. Более плотная соразмерная застройка. У плотной малоэтажной застройки есть множество преимуществ, некоторые из которых в западных странах были выявленымноголетнимиэмпирическими наблюдениями. Соразмерной считается застройка до семи этажей, когда из окна можно различить лицо человека.
    В Амстердаме преобладает малоэтажная застройка

    Плотность и небольшой размер квартала обеспечивают хорошую транспортную доступность благодаря множеству вариантов пути. На улице появляется больше людей, становится безопаснее, жители таких домов лучше знают друг друга и чаще контактируют между собой. Плотность города увеличивается, но не превышает санитарные нормы, а город получает достаточно налоговой прибыли, чтобы содержать улицы в очень хорошем состоянии. Большинство успешных городов мира в основном состоят из такой застройки: Лондон, Копенгаген, Амстердам и даже Нью-Йорк, большая часть которого малоэтажная, а небоскребы там только в одной части города – на Манхэттэне. В Волгограде новая жилая застройка в основном от девяти этажей, и она почти не формирует квартала, а строится микрорайонами с дворами-парковками.

  2. VisionZero.Программа VisionZero разработана в Швеции для сокращения смертельных исходов ДТП. Ее авторы исходили из того, что люди не идеальны – и водители, и пешеходы могут ошибаться или иногда нарушать ПДД. Поэтому для решения этой проблемы подключили городских и транспортных планировщиков. Их задачей стала организация дорожного движения, способная снизить количество ошибок и нарушений. В итоге скорость в населенных пунктах была ограничена до 40 км/ч, полосы движения автомобилей сужены, дороги искривлены, пешеходные переходы приподняты, а от внеуличных пешеходных переходов (подземных и надземных) отказались. Эти методы призваны уменьшить скорость движения автомобиля и количество переходов улиц в неположенных местах. До момента принятия программы смертность на дорогах Швеции составляла 60 смертей на миллион человек, а сейчас – около 30 на миллион. В России этот показатель – около 130 человек на миллион жителей.

В настоящее время эти методы успешно применяются во всем мире. Например, в Республике Беларусь, где аналогичная программа называется «Добрая дорога», смертность от ДТП в Минске сократилась со 110 смертей на миллион человек до 41. Для справки: по информации ГИБДД, в Волгограде в 2018 году произошло 1093 ДТП, в которых погиб 61 человек и 1402 ранено.

  1. Редевелопмент промышленных территорий. До недавнего времени промышленные территории предприятий занимали значительные земельные участки. Со временем заводам перестали быть нужными такие обширные территории:производства либо переносились в другие места, либо закрывались.
    Редевелопмент лондонского вокзала Кингс-Кросс

    Появлялись заброшенные промышленные территории, которые никак не использовались. Большинство городов после ожидания, что предприятия заработают вновь, решили кардинально изменить назначение данной территории.Этот процесс и называется редевелопмент. Одним из известных таких примеров является редевелопмент бывших складских территорий вокзала Кингс-Кросс в Лондоне, того самого, в котором можно сесть на поезд в Хогвартс. На прилегающей территории были проблемы с преступностью и с безработицей, но ее решили использовать под жилую и деловую застройку.

Эта тенденция актуальна для Волгограда тем, что в настоящее время идет освоение территории Тракторного завода, а также наличием других заброшенных промышленных зон в городе. Без грамотного редевелопмента этих территорий может получиться так, что одна зона отчуждения заменит другую.Чтобы редевелопмент принес максимальную пользу, нужно разработать какой-либо план развития этой территории, дабы не навредить близлежащим районам и обеспечить высокую транспортную доступность.

Текст: Александр Зуев, городской планировщик