Инвестиции в АПК: правовые аспекты

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России, как и многих других сфер общественных отношений, в настоящее время находится в состоянии перманентного реформирования. Это связано с общими тенденциями развития отечественного законодательства и необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике.

Заметим, что сравнительно большой – с учетом мировых тенденций – объем инвестиционного законодательства, динамика изменений как его содержания, так и смежных отраслей, делает ориентирование в этой теме весьма непростой задачей. Между тем, для эффективного функционирования АПК России вопросы новеллизации инвестиционного регулирования имеют первоочередное значение, поскольку период активных преобразований в сельском хозяйстве нашей страны в последние десятилетия характеризовался дефицитно-секвестровым характером государственного регулирования. Это привело к уменьшению объемов инвестиций на фоне хронической дотационности и неравномерной инвестиционной привлекательности.

Основу правового регулирования инвестиционной деятельности в России составляют Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»; частично сохраняет действие Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Помимо этого, ряд положений, актуальных для инвесторов, содержат Налоговый и Гражданский кодексы и ряд иных правовых актов отраслевого характера, а также федеральных целевых программ. На региональном уровне – в частности, в Волгоградской области – действуют Законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области», «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года», а также Постановление Администрации Волгоградской области «Об утверждении инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года».

В последние годы одной из наиболее актуальных проблем аграрного сектора отечественной экономики является именно создание благоприятного инвестиционного климата в аграрной сфере и активизация инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов. Привлечение финансовых средств и обеспечение их эффективного использования в различных отраслях народного хозяйства, в особенности в АПК, – основные задачи, стоящие сегодня как на региональном, так и на федеральном уровне.

В этом контексте отметим, что указанными нормативными актами предусмотрен ряд льгот для инвесторов, в числе которых:

  • предоставление налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, инвестиционного налогового кредита;

  • установление льготного размера арендной платы за земельные участки;

  • предоставление государственных гарантий;

  • предоставление нефинансовых мер государственной поддержки;

  • прямое участие в инвестиционной деятельности в форме бюджетных инвестиций.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области предоставляется инвесторам, получившим положительное решение Волгоградского областного совета по инвестициям.

Обязательными условиями для этого являются:

  • наличие у инвестора на дату подачи заявки собственного капитала и (или) кредитных средств, и (или) иных заемных средств, и (или) арендуемых или находящихся в собственности инвестора основных средств, в том числе земельных участков;

  • выплата инвестором, вступившим в трудовые отношения с работниками, на дату подачи заявки на предоставление государственной поддержки заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории области для трудоспособного населения.

К числу приоритетных направлений инвестиционного развития в Волгоградской области отнесены, в числе прочего, развитие агропромышленного комплекса, внедрение ресурсо- и энергосберегающих, природоохранных и инновационных технологий, производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Господдержка субъектов инвестиционной деятельности в сфере сельского хозяйства осуществляется комитетом сельского хозяйства Волгоградской области. Она предоставляется на срок до 5 лет в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта и может быть продлена. Инвестор вправе претендовать на несколько форм государственной поддержки, при этом совокупный размер всех предоставляемых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в денежном выражении не может превышать стоимости инвестиционного проекта.


Текст: Владимир Слеженков, адвокат, кандидат юридических наук, доцент ВолГУ