Как чехи во Фролово коммунизм строили

«Здесь, брат, коммуна новой жизни – не бабий городок: перин нету».

А. Платонов, «Чевенгур»

 

В начале 1925 года в Чехословакии была образована инициативная группа, ставившая перед собой цель – «построение новой жизни в СССР». Желающих оказалось достаточно много – 122 семьи (410 человек). В то время в Чехословакии, переживавшей серьезный экономический кризис, ходили упорные слухи, что в СССР есть работа и что платят за эту работу приличные деньги.

Видимо, поэтому среди иммигрантов большинство составляли безработные и беспартийные. Советское правительство с энтузиазмом откликнулось на просьбу коммунаров о землеустройстве и предоставило им землю у хутора Фролово Арчедино-Чернушевской волости Сталинградской губернии. В ноябре 1925 года заметно поредевшая коммуна прибыла в указанное место. Фроловчяне встретили коммунаров хлебом-солью и красными флагами. Вскоре энтузиазм первых дней обустройства сменился тяжелыми буднями.

Современное Фролово

Власти округа придавали «важное политическое значение правильной организации и постановке работ означенной коммуны». На время весенне-посевной компании 1926 года государство предоставило коммуне долгосрочный кредит, снабдило ее семенами и продовольствием до получения урожая, а также отпустило дополнительно к уже имеющимся у коммуны двум тракторам третий – «Фордзон». Сверх плана коллектив был включен в число реорганизуемых хозяйств.

Для более рационального использования рабочей силы членов коммуны ее земледельческую часть переселили сразу же в совхоз «Соленые пруды» (41 семья с 182 едоками). Руководителем этой части коммуны был назначен бывший председатель коммуны им. Карла Маркса П.А. Маклецов, известный и опытный организатор коммун в округе. Остальная ремесленная часть осталась во Фролово и была полностью нагружена работой «путем сдачи им местными организациями и предприятиями заказов на различные работы». К 1926 году коммуна имела задолженность в 13300 руб. Деньги эти были получены на организацию промышленных мастерских и частично на ремонт зданий совхоза «Соленые пруды». Большая часть ссуды была израсходована не по назначению. Выделенной площади земли (1184 десятины) на 312 человек было явно недостаточно, поэтому на ремесленные работы коммунарами возлагались большие надежды.

При богатом наличии техники (три трактора, автомобиль, 75 плугов и т. п.) коммуне для освоения предоставленной ей земли необходимо было дополнительно приобрести шесть пар волов и трех лошадей. Также коммунары нуждались в молочном и мясном скоте. Чтобы приобрести «живой инвентарь», им пришлось продать излишнюю технику и потратить часть ссуды.

Таким образом, коммуна была разделена на две части: земледельческую и ремесленную. В будущем коммунары надеялись, став побогаче, вновь объединиться. Но этого не произошло. Земледельцы остались жить в совхозе «Соленые пруды», а ремесленники вновь разделились: кто-то обосновался во Фролово (артель «Эмигранты»), кто-то перебрался в станицу Кременскую. В Кременской в 1927чехи арендовали году на шесть лет электростанцию.

Тяжелое материальное положение и бытовые неурядицы порождали в коммуне многочисленные конфликты и расколы. Многие семьи покинули коммуну, но костяк коллектива все же сохранился. Были проблемы и с местным населением. Чехи, по выражению фроловских обывателей, вели себя высокомерно (самогон на брудершафт не пили). Иммигранты вытеснили с местного рынка фроловских производителей обуви, чехи-крестьяне не слушались агрономов и занимались земледелием по-чешски, «совершенно не обращая внимания на особенности местного климата». В результате такой «агрономии» первые годы коммунары испытывали недостаток с продуктами питания. Тем не менее к началу войны чехи заметно «обрусели» и приспособились к новым климатическим и политическим условиям Советской России. Смешанные браки довершили ассимиляцию, и теперь во Фролово мало что напоминает о чехословацких строителях коммунизма.

При подготовке материала использованы документы из фондов Государственного архива Волгоградской области: ГАВО. Ф. 440. Оп. 2. Д. 176. Л.1; Д. 160. Л. 44-45, 57, 65; Газета «Борьба» 21 июля 1927 года.

 

Автор:Вячеслав Ященко, историк, краевед