Об иллюзии автономности

Финансист и экономист Карэн Туманянц рассуждает о событиях ушедшего года и глобальных трендах, влияющих на мировую  и российскую экономики в 2019 году и о стратегиях, которые целесообразно взять на вооружение предпринимателям.

Карэн Туманянц

О санкциях и импортозамещении: миф и реальность

Начиная с 2014 года, то есть уже почти пяти лет, российские власти активно продвигают идею «импортозамещения», усиления самостоятельности национальной экономики и в целом ослабления зависимости от условного «Запада». На этом направлении есть две новости ― и обе хорошие. Нам не очень это удалось, и нам совершенно это не нужно. 2018  год в полной мере продемонстрировал справедливость обоих тезисов, а 2019  год их дополнительно подтвердит.

С точки зрения экономики прошлый год начинался очень позитивно. Рост мирового производства набирал обороты. Практически во всех крупных странах снижалась безработица. И по совсем неслучайному совпадению Россия также участвовала в этом празднике жизни. Через растущие цены на товары отечественного экспорта, приток иностранных инвестиций, через крепнущий рубль, снижающуюся инфляцию и процентные ставки российская экономика пожинала плоды мирового благополучия. Но для России музыка резко оборвалась, и есть конкретное событие, ставшее тому причиной.

6 апреля 2018 г. США объявили о введении санкций против Олега Дерипаски. Наиболее чувствительны они оказались для компании «Русский алюминий», принадлежавшей бизнесмену, более 80% продукции, которой продавалось иностранным потребителям. Сейчас мы уже знаем, что худший сценарий не реализовался. Министерство финансов США несколько раз переносило дату начала запрета на взаимодействие с алюминиевым гигантом на более поздний срок. А в конце января 2019 года Дерипаска вывел «РусАл» из-под удара ценой потери контроля над компанией.

Но в апреле прошлого года решение американцев спровоцировало отток капитала, развернуло курс рубля вниз, а с некоторым лагом по времени обернулось и ростом инфляции, процентных ставок, стагнацией производственной и инвестиционной активности в стране.

Болезненная реакция бизнеса на произошедшее, а также на угрозу усиления санкций, озвученную американцами в августе 2018 г., наглядно показали, что наша «самостийность» по-прежнему миф.

И заменой поставщиков сыра и яблок в отечественных магазинах, по большому счету, процесс и ограничился. Если говорить языком цифр, экспорт товаров и услуг составляет около 25%, а импорт 20% от годового объема производства. Итого внешнеторговый оборот страны составляет примерно половину валового внутреннего продукта. По этому показателю Россия является одной из самых открытых крупных стран мира.

Нужно ли по этому поводу горевать? На мой взгляд, нет.

О возможностях 

Беспрепятственное перемещение товаров и услуг, денег и рабочей силы порождает колоссальные возможности и у производителей, и у потребителей.

Современное хозяйство слишком сложное, чтобы его можно было рационально вести в пределах одного государства. Обмен на уровне технологий, комплектующих, идей обогащает обе стороны взаимодействия, поскольку ведет к снижению издержек и повышению качества. Любые ограничения несут в себе угрозу, как минимум по двум причинам.

Во-первых, они провоцируют ответную реакцию контрагента и раскручивают спираль из цепочки действий и противодействий, в конечном итоге, бьют рикошетом по своим же.

А во-вторых, будучи единожды введенными, их очень трудно отменить. Отдельные национальные предприятия, заинтересованные в дискриминации внешних участников рынка, будут предпринимать любые шаги против решений, сокращающих их прибыли.

От американцев в прошлом году досталось не только России. Курс Трампа на ограничение иностранной (прежде всего китайской) конкуренции на внутреннем рынке США увеличил опасения за свободу мировой торговли. Возведение барьеров через увеличение таможенных пошлин и препятствия для трудовой миграции негативно оценивается большинством предпринимателей. Эффект не заставил себя долго ждать. Четвертый квартал 2018 г. прошел под знаком замедления роста экономик практически всех развитых стран мира, включая и американскую. Тем самым бизнес подтвердил, что выигравших в торговых войнах не будет.

Об испытаниях

Тем не менее 2019 год сулит нам новые испытания на тех же фронтах. США и Китай ведут переговоры об условиях взаимной торговли, правительство Великобритании ищет способ отделиться от Европейского союза, риски введения новых санкций по отношению к России сохраняются. Если позитивных новостей в этих сюжетах не будет, наступивший год окажется хуже своего предшественника. Отсутствие разворота российской экономики на Восток, до сих пор повторяемое как мантра против вредного Запада, может сыграть нам в плюс. Китайский локомотив притормаживает уже несколько лет. Блокировка международной торговли только усугубит этот процесс. Поэтому ждать помощи от Поднебесной не приходится.

Таким образом, внешний фон пока не радует, и это будет сдерживать деловую активность внутри страны. Внутренних драйверов роста пока также не наблюдается.

О стратегиях

Какие же стратегии в этих условиях целесообразно брать на вооружение предпринимателю?

Делать ставку на мощный рывок в 2019 г. было бы очень рискованно. Скорее нужно сосредоточиться на оптимизации бизнес-процессов, снижении издержек и сохранении клиентуры. Ну а глобально, альтернативы встраиванию в мировые цепочки движения товаров, услуг, рабочей силы, капитала просто не существует. Конкурентоспособность реальная, а не тепличная, местечковая ― лучшая защита от любых политических веяний. Добро пожаловать в БОЛЬШОЙ МИР!