Можно ли выучить английский язык с помощью мобильного приложения?

Владение английским языком дает возможность общаться в большинстве стран мира, смотреть лучшие голливудские фильмы в оригинале, совершать комфортные деловые поездки за рубеж, а еще — является частью фундамента при построении успешной карьеры. Международные компании, работающие, том числе, на российском рынке, обеспечивают наибольшую долю (примерно 29,3%) всего мирового ВВП. В связи с этим, спрос на изучение языка, и в том числе, на мобильные продукты как современный инструмент изучения, достаточно высок.

В поиске качественных мобильных продуктов для изучения английского языка, специалисты Роскачества задались вопросом, какую роль играют мобильные приложения в процессе обучения? Многие уверены в том, что для наработки языковой базы достаточно быть замотивированным и иметь смартфон. Так ли это?

Разработчики мобильных приложений утверждают, что выучить английский с нуля с помощью их продуктов вполне реально: «Образовательные приложения смогут помочь выучить язык с нуля, потому что функционально они практически сравнялись с репетиторами: структурированная база знаний, мотивационные инструменты, удалённое групповое общение и т.д. Но главным в изучении языка по прежнему остаётся внутренняя мотивация и постоянная практика», — говорит Дмитрий Гарник, менеджер по продукту Simpler, мобильного приложения для изучения английского языка. Кроме того, по мнению Дмитрия, «современный человек живёт в огромном информационном потоке, где ему постоянно не хватает времени, и инструменты в виде приложений помогают структурировано получать самую важную информацию. Приложения для обучения можно использовать по дороге на работу или учёбу, ведь они помогают занять себя в любую свободную минуту времени».

 

Стоит отметить, что использовать мобильное приложение гораздо удобнее – не нужно разворачивать тетради и учебники в поисках нужной информации – она есть в одном смартфоне. Писать и заучивать конспекты или обучаться с телефоном в руке в игровом формате? Посмотрев на количество скачиваний мобильных продуктов образовательного формата, эксперты Роскачества пришли к выводу, что обучающиеся всё чаще выбирают второй вариант – мобильные приложения.

Алексей Козуляев, директор Школы аудиовизуального перевода, имеет иное мнение на этот счет: «Языковая игра на мобильном телефоне — это набор фиксированных алгоритмов поведения, а владение языком подразумевает его адекватное использование в любой ситуации общения с другими людьми. Поэтому уже на этапе intermediate необходим собеседник, который поможет создать модель ситуации».

Инна Пеньковская, декан факультета лингвистики Университета «Синергия», данную позицию поддержала: «При изучении языка с нуля обязательно должна быть возможность получения консультаций преподавателя. Это может быть возможность участвовать в групповых или индивидуальных занятиях, а также получать обратную связь с рекомендациями и комментариями. На начальном этапе сопровождение особенно важно, поскольку учащийся только формирует базу для дальнейшего изучения языка. Также важен момент общения на языке и разрушения так называемого языкового барьера. В этом также помогает работа учащегося с преподавателем или в группе с другими участниками учебного процесса. Важно, чтобы был интерактив, и учащийся видел, каким образом он может применить изученный материал в разных речевых ситуациях.  Также важно умение воспринимать речь другого человека на слух и применять изученный материал для ведения диалога».

Аналитики Центра цифровой экспертизы Роскачества учли мнения экспертов и вынесли вердикт – выучить язык с помощью одного лишь мобильного приложения сложно, однако образовательные приложения выполняют очень важную функцию – позволяют преодолеть обучающемуся высокий барьер, состоящий из собственных сомнений, вызывают положительные эмоции и запускают механизм обучения.

Как преодолеть языковой барьер?

Языковой барьер – это психологическая установка, при которой возникают сложности в коммуникации, связанные с принадлежностью говорящих к разным языковым группам.

Алексей Козуляев, директор Школы аудиовизуального перевода, о роли мобильных приложений в изучении языков: «Именно светлые и позитивные эмоции помогают нам проскочить самый первый, сложнейший этап, когда стена нового языка кажется огромной и непреодолимой, когда не знаешь, с чего начать. Образовательные игры – лучший помощник именно на этом этапе, но в совершенстве с их помощью овладеть языком нельзя».

Алексей уточнил, что лучше делать выбор в пользу тех мобильных приложений, которые представляют собой учебно-методический комплекс (УМК).

Только УМК может дать языковую базу при базовом уровне знаний

Инна Пеньковская, декан факультета лингвистики Университета «Синергия», согласилась с этим мнением: «Если мы говорим о самих материалах, по которым изучается язык, то необходимо, чтобы комплекс охватывал все аспекты языка: чтение, письмо, говорение и восприятие на слух. Далее обязательно должна присутствовать структурированность материала. В принципе обычно берется за основу лексическая тема и на нее нанизывается грамматика, под которую подбирается текст для чтения, аудирование и речевые ситуации и письменная часть. Таким образом человек тратит меньше времени на зазубривание материала, поскольку он одно и тоже прорабатывает с разных аспектов. При этом должна быть структура от простого к сложному, чтобы постепенно наращивать знания».

Мотивационная составляющая мобильных приложений

«Мобильные приложения помогают занять себя в любую свободную минуту времени. Кроме того, приложения включают в себя и мотивационные инструменты: выучил с десяток новых слов получил награду или поднялся в рейтинге таких же пользователей, изучающих язык наравне с тобой», – рассказывает Дмитрий Гарник. И, действительно, при исследовании этой категории мобильных приложений Центр цифровой экспертизы Роскачества обнаружил совершенно разные виды мотивации пользователей для продолжения обучения: от фрикаделек для кормления львенка, как в LinguaLeo, до игровых монет, при получении которых открывается доступ к следующим заданиям, как в Xeropan.

Как не «выгореть» при изучении языка?

Огромная проблема кроется в эмоциональном выгорании в процессе обучения чему-то новому. Чтобы этого не произошло, советуем разнообразить обучение просмотром видео и чтением книг по интересам на английском языке. Заместитель руководителя Роскачества Илья Лоевский, который несколько лет жил и работал в англоязычной стране, поделился своим способом изучения языка – он смотрел TED-шоу в оригинале (познавательные короткие лекции на различные темы). Выбрав такой вариант обучения, можно не только подтянуть свой английский, но и расширить кругозор. Однако необходимо понимать, что данный метод, выбранный как основной, не может обеспечить вам знание языка выше среднего уровня, а значит, если вы претендуете на большее, без тщательного изучения учебно-методического комплекса вам не обойтись.

Итак, формула нескучного изучения английского языка найдена: внутренняя мотивация плюс обучение в формате игры, которую предлагает мобильное приложение, и не забыть про общение с носителем языка или преподавателем. Если желание начать изучать английский язык у вас уже есть, остается выбрать мобильное приложение.


Источник: pr-служба Российской системы качества