Игра по новым правилам: влияние на бизнес

Правительством РФ было предложено несколько изменений, которые отразятся на потребителях и бизнесе. В  своем исследовании компания JLL оценила влияние нововведений на потребителей и бизнес в случае их принятия.

Пенсионная реформа может повысить доходы

Непопулярная мера повышения пенсионного возраста давно обсуждалась. Хотя данная мера и непопулярна, она призвана положительно сказаться на количестве трудоспособного населения и на бюджете, а также на качестве жизни людей. По нашим подсчетам (на основе прогнозов Росстата), в 2019 году количество трудоспособного населения пополнится на 2 млн человек, а к 2036 ― 12,6 млн. Если использовать разницу между средними заработной платой и размером назначенных пенсий, которая в 2017 году составила 25 821 руб. в месяц, то прибавка к покупательной способности людей, которые сохранят свою трудовую деятельность и не уйдут на пенсию, составит 627 млрд руб. в 2019 году, или 2,1% объема розничного товарооборота 2017 года, и 3,9 трлн руб. (или 13% объема розничного товарооборота 2017 года) к 2036 году. Мы ожидаем значимого положительного влияния на доходы россиян от данной меры правительства, что в свою очередь, позитивно отразится на розничном товарообороте и приведет к росту арендного дохода, получаемого от торговой недвижимости.

Увеличение НДС приведет к росту цен

Ожидаемый эффект от повышения ставки НДС до 20% ― увеличение доходов бюджета и рост потребительских затрат. При этом увеличение ставки НДС вряд ли будет иметь значимый эффект на ВВП. Доходы бюджета увеличатся на 600 млрд руб. в год и станут одним из источников финансирования дополнительных расходов, связанных с выполнением указов президента, направленных на повышение качества оказания услуг в здравоохранении, образовании и социальном обеспечении. Большая часть средств в конечном итоге будет потрачена на потребление. По расчетам ЦБ РФ, изменение НДС в России на 2 п.п. приведет к увеличению инфляции на 1 п.п. Такое ускорение роста цен для текущего уровня инфляции не является критичным. Среди групп товаров, на которых эффект от повышения НДС будет более значимым для бюджета покупателей соответствующих категорий, выделим недорогую одежду и обувь, бензин.

Влияние увеличения НДС на ставки аренды коммерческой недвижимости

Повышение НДС с 18% до 20% приведет к увеличению арендных платежей на 1,7%, что, на первый взгляд, несущественно. Однако при аренде больших помещений номинальное повышение выплат будет значимым. Например, при аренде 1 тыс. кв. м офисных площадей на 5 лет по ставке аренды 30 тыс. руб. за кв. м в год, увеличение арендных платежей за весь срок аренды составит  около 800 тыс. руб. в год.

Таможенные пошлины в поддержку локального рынка ритейла

Федеральная таможенная служба (ФТС) направила в Минфин предложение облагать пошлиной все покупки в зарубежных интернет-магазинах, начиная с 2020 года. Первым шагом будет снижение действующих необлагаемых платежами норм: до 500 евро в течение календарного месяца ― с 1 июля 2018 года, до 200 евро за каждое отправление ― с 1 января 2019 года. Постепенное снижение размера покупки, с которой взимается пошлина, позволит обеспечить ее собираемость. В дальнейшем это позволит продолжить снижать беспошлинный порог и довести его до 100% онлайн-покупок в 2020 году. Доля онлайн-ритейла в России составляет около 4% оборота розничной торговли, что в 2017 году соответствовало 1 трлн руб. Лишь 370 млрд руб. из этого объема приходится на трансграничную (cross border) онлайн торговлю, почти половина (49%) объема которой ― это покупки в Китае со средним чеком не более 1 500 руб. Ожидается снижение трансграничных покупок из Китая в результате изменения пошлин. Стоит отметить, что доля крупных покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах составляет 4,3%, или 43 млрд руб., что может приносить в бюджет 6,5 млрд руб.

Другая часть онлайн-покупок  осуществляется в США и Европе. Средний чек покупок в США и Европе выше, чем в Китае. В случае понижения беспошлинного порога, покупатели будут пытаться обойти таможенную пошлину: будут дробить покупки на более мелкие, приобретая крупные и дорогие товары офлайн, что может снизить объемы трансграничной торговли.

Кроме того, если оформление и уплата таможенного сбора будут неудобны, развитие рынка cross border в России может затормозиться. Все это даст толчок развитию внутреннего рынка ритейла в России, причем не только онлайн, но и офлайн. Это, в свою очередь, обеспечит спрос на складские площади.