Социальное предпринимательство в России: проблемы и перспективы

Владимир Яблонский, председатель правления Ассоциации социального развития рассуждает о том, как будет развиваться социальное предпринимательство в России:

яблонский
Владимир Яблонский

― Это направление не только помогает вовлекать в бизнес слабо защищенные социальные слои за счет расширения границ платежеспособного спроса, но и создает новые объекты экономической инфраструктуры. Однако развитие этого сегмента тормозится из-за отсутствия нормативного регулирования и недостатка информации о деятельности социальных предпринимателей. Социальное предпринимательство ― это деятельность, связанная с полноценным предприятием, с постановкой менеджмента, поиском и реализацией возможностей на рынке. Как и в любом бизнесе, это извлечение прибыли, это нужно понимать. Но основная цель у него немного другая. Это создание социального блага, которое востребовано на определенной территории или в стране в целом. По своей сути социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность, так как вводит в оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Причем это касается неиспользуемых не только материальных (отходы производства), но и человеческих ресурсов, например, социально исключенных групп: бедняков, этнических диаспор и т.д. Развитие социального предпринимательства в России оказалось делом непростым.

Но, несмотря на наличие серьезных сложностей, социальное предпринимательство в России есть, и, более того, по инновационному потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам.

Мифы о социальном предпринимательстве

Основной миф о социальном предпринимательстве в России — что это не бизнес и что нельзя зарабатывать на решении проблем общества. Однако это не так. Социальный бизнес — это, прежде всего предпринимательская деятельность, а значит, она направлена на получение прибыли. Основными критериями являются предпринимательский подход и новаторство в решении социальной проблемы, а также тиражируемость проекта и финансовая устойчивость. Отличие же социального предпринимателя от других в том, что основная его цель — не деньги, а решение или смягчение социальных проблем общества. Но существовать на рынке он должен обязательно на условиях самоокупаемости. Другое популярное заблуждение, что социальное предпринимательство в России — это благотворительность.  Выше отмечалось, как и любая другая предпринимательская деятельность, социальный бизнес подразумевает получение прибыли от продажи товаров или оказания услуг. В свою очередь, благотворительность по определению должна быть занятием бескорыстным и безвозмездным. Социальный бизнес находится на стыке предпринимательства и благотворительности. Отличие в том, что для преодоления проблем общества используются бизнес-решения и получение коммерческой выгоды. Часто социальных предпринимателей путают с НКО и благотворителями, однако коммерческие организации по закону не могут получить государственные гранты на реализацию социальных проектов. При этом у бизнесменов есть возможность получить заказ от государства в рамках той или иной федеральной программы, если доказана социальная значимость проекта. Например, повышение информационной грамотности населения, адаптация и трудоустройство людей с ограниченными возможностями и т.д.

Прикладные решения — как развивают социальное предпринимательство в России в рамках Ассоциации

У Ассоциации Социальных Проектов много стратегических задач, но главное — мы пытаемся найти успешные примеры, которые могли бы тиражироваться, например, в бизнесе или в общественном секторе. Мы стараемся их типизировать, снять барьеры, которые мешают успешному развитию, консультируем бизнесменов. У нас сейчас около 20 проектов в 70 регионах. Они совсем разные, большие и тиражные, причем есть и проекты, которые инициируют местные власти, и мы можем поддерживать лучшие региональные практики, и этого, на самом деле, довольно много.


источник: gospress.ru