ЧМ-2018 — время зарабатывать?

Футбол – это больше, чем спорт. Чемпионат мира – стимул к обновлению: строительство стадионов, развитие футбола, туризма, транспорта, гостиничного хозяйства, телекоммуникационных технологий, запуск социальных программ.

Напомним, впервые он пройдет в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. Матчи турнира примут 11 российских городов. В Волгограде пройдут четыре матча группового этапа: 18 июня в 21:00 состоится игра сборных Туниса и Англии, 22 июня в 18:00 сыграют сборные Нигерии и Исландии, 25 июня в 17:00 стадион «Волгоград-Арена» примет сборные Саудовской Аравии и Египта, а 28 июня в 17:00 пройдет матч между Японией и Польшей.

«ДВ» обобщил информацию о том, как заработать в период мундиаля.

Перспективы

В России ЧМ принесет малому и среднему бизнесу 100-150 млрд рублей дополнительной выручки в течение 5 лет после проведения. Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу-2018 суммарно за 2013–2018 гг. обеспечат России прибавку в 1 % к ВВП. Такие данные содержатся в исследовании консалтинговой компании McKinsey, как писали «Ведомости». Кроме того, в этот период времени чемпионат будет ежегодно обеспечивать 140 000–200 000 рабочих мест, 60–90 млрд рублей дополнительных доходов населению и 20–30 млрд рублей налоговых доходов бюджету. Оргкомитет «Россия-2018» также опубликовал итоги своего исследования влияния ЧМ-2018 на экономическую, социальную и экологическую сферы. По мнению экспертов, суммарный эффект от мундиаля для России с 2013 по 2018 гг. составит 867 млрд рублей. Что касается южных городов-организаторов, в наиболее выгодном положении оказался Ростов-на-Дону. Эффект от ЧМ-2018 для донской столицы оценивают в 71 млрд рублей, это 6 % годового ВРП. Волгограду ЧМ-2018 принесет 45 млрд рублей, что также равняется 6 % годового ВРП. Процентное деление совокупного влияния чемпионата: 85 % – инвестиции, 15 % – туризм. Как говорится, поживем – увидим.

Кто заработает?

Зарабатывать на футбольных болельщиках могут бизнесы из самых разных сфер: рестораны, отели, такси, ретейл — и огромное количество b2b-компаний. Мобильные разработчики срочно выпускают новые приложения, PR-агентства креативят маркетинговые кампании, в event-бизнесе бум корпоративных футбольных соревнований.

Для некоторых компаний ЧМ становится возможностью вывести свой бизнес на международный уровень. Так поступил бывший футболист и шоколатье Александр Феррейра, который специально к турниру выпустил линейку шоколада с ингредиентами из «футбольных» стран — Бразилии (шоколад с ароматом кайпириньи), Мексики (с красным перцем), Аргентины (с абрикосом), Франции (с шампанским), США (с черникой) и Италии (с фисташками). Шоколадки пользовались бешеным спросом: продажи компании подскочили на 50 %, а среди клиентов, помимо торговых сетей и отдельных покупателей, появились международные компании.

Иногда важно прислушиваться к трендам. Например, во время кубка FIFA-2010 в ЮАР тысячи фанатов скупали вувузелы — африканский музыкальный инструмент, который производит резкий звук. Два голландских мобильных разработчика  — Йероен Ретрае и Лиан ван Фурт — быстро сориентировались, оперативно выпустили приложение для айфона Vuvuzela 2010, имитирующее звуки вувузелы, — и зарабатывали десятки тысяч долларов в неделю, размещая рекламу (приложение скачали более 3,5 млн раз).

На чем заработают?

Сувенирка

Заработать на символике ЧМ-2018 смогут только официальные производители: вся сувенирная продукция FIFA находится под лицензией. Под лицензию подпадают не только элементы фирменного стиля ЧМ, но и  названия городов-участников турнира, а также слово «Россия» в паре с числом 2018. Если такая надпись появится на отеле, магазине, ресторане или транспортном средстве, его владельцу грозит штраф от 100 тыс. рублей. Сама FIFA рекомендует бизнесу воспользоваться услугами независимых юридических консультантов, чтобы убедиться, что запланированные рекламные кампании не нарушают права интеллектуальной собственности. Но всегда можно запустить сезонный бизнес — стать дилером лицензионной продукции: закупать у лицензиатов уже готовые товары и перепродавать их.

«Открывать свою розницу — единственный вариант для тех, кто хочет попытаться заработать на продаже лицензионной продукции, но еще не имеет договоров с дилерами и производителями»,­­ — считает индивидуальный предприниматель Николай Лебедь. В регионах новые дилеры еще могут найти спрос, но нужно четко выбрать нишу: например, «сувенирки» в рознице уже очень много, а вот текстиль пока не очень сильно представлен. Опыт Олимпиады в Сочи показал, что хрупким сувенирам болельщики предпочитают павловопосадские платки, мягкие игрушки, подушки, магниты, значки, — совладелец объединения «Гжель» Александр Кочеров советует розничным продавцам сделать акцент на товары, которые не разобьются при переезде из одного города ЧМ в другой.

Гостиничный бизнес

Казалось бы, чемпионат мира по футболу — золотая жила для российских отелей. В реальности же подготовка к турниру несет индустрии гостеприимства одни трудности.

В преддверии ЧМ в отелях городов, принимающих матчи чемпионата, заметно ужесточились проверки. Еще одна проблема индустрии — ограничение цен, причем ограничение действует не только во время турнира, но и в последующий месяц.

Постановление об ограничении цен никак не регулирует частный сектор, что не может не радовать предпринимателей, собирающихся сдавать квартиры или апартаменты в период турнира. «Ростуризм» разработал памятку для желающих сдать свое жилье болельщикам, где рекомендует предварительно составить договор аренды, сделать опись имущества, проинформировать участкового о намерении сдать жилье, а в течение суток после прибытия иностранца зарегистрировать его в отделе по вопросам миграции МВД РФ.

Ресторанный бизнес

Официально сотрудничать с оргкомитетом Чемпионата мира в России будут четыре компании — это ресторанная группа Аркадия Новикова, Ginza Project Дмитрия Сергеева и Вадима Лапина, «Арена Фудс», входящая в «Шоколадницу», и группа компаний «Фьюжн Менеджмент», поставщик питания в бизнес-центры, санатории, детские сады и другие государственные и коммерческие учреждения. Все они будут кормить VIP-гостей и участников официальных делегаций.

Менее крупный ресторанный бизнес тоже начал готовиться к ЧМ-2018. Например, московская сеть «Темпл Бар» добавит к привычной живой музыке, дискотекам, восточным танцам и детским мастер-классам трансляции матчей. «Даже если в обычном режиме телевизоров нет, на время ЧМ можно их повесить. Мы все ожидаем спрос на то, чтобы эти телевизоры были во время матчей», — говорит генеральный управляющий сети Дмитрий Нестеренко. Наш волгоградский ресторатор Эдуард Панин в своем московском индийском ресторане в Домодедово приобрел говорящего на нескольких языках робота, который общается с гостями заведения, отвечая на вопросы о меню, погоде, и даже готова (эта особа женского пола) при желании посетителя заключить его в свои пластиково-железные объятия.

Еще одна опция для рестораторов — установить фудтраки неподалеку от мест проведения матчей или в туристических районах города. Это хорошая реклама, а если место проходное — то и возможно поднять выручку. На федеральном уровне закона, который бы регулировал работу фудтраков, нет; формально это не запрещено — но фудтрак попадает под действие ФЗ № 381 «О нестационарной торговле», а значит, для его установки придется арендовать землю у города (часто через тендер). В большинстве городов сроки для подачи заявок на размещение нестационарных торговых объектов вблизи стадионов на время Чемпионата мира уже прошли. Однако в городских парках или торговых центрах грузовик с едой теоретически еще можно установить. Главное — найти достаточно посещаемое и еще не занятое конкурентами место и «переформатировать» свою кухню под формат «быстрой еды».

Кстати, под общефедеральным брендом «Гастрономическая карта России» в период ЧМ состоится фестиваль-путешествие по 11 городам-организаторам. По городам проедут мобильные рестораны современного стрит-фуда и пройдут уличные торговцы-коробейники.

Перевозки

Чтобы стать официальным перевозчиком на время Чемпионата мира, таксомоторные компании должны получить аккредитацию в Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Отбор компаний продлится до 31 мая. Это не относится к агрегаторам такси — только к тем, у кого собственный таксопарк.

Некоторые агрегаторы тоже готовятся, например Яндекс. Такси и онлайн-школа Skyeng запустили видеокурс из девяти уроков, позволяющий «на базовом уровне обучить водителей, которые подключены к системе, английскому языку. Курс обыгрывает типичные для такси ситуации и подсказывает таксисту как объясниться с иностранцем в каждой из них. А такси «Везет» планирует запустить несколько промо-акций и скидок, приуроченных к Чемпионату мира, а также обыграть эту тему в рекламе.

Бизнес на бизнесе

Пока b2c-компании делают деньги на болельщиках, b2b — школы английского языка, бюро переводов, ЧОПы, вендоры LED-экранов для ресторанов и информационных киосков для гостиниц и др. — не остаются в стороне и тоже наращивают выручку.

Опыт проведения больших турниров в России и других странах показывает, что бизнес действительно может неплохо заработать за счет наплыва болельщиков. На рынках b2b есть смысл обратить внимание на тендеры, которые организуют FIFA, ее партнеры, оргкомитет ЧМ и спонсоры турнира; напомнить о себе контрагентам.

Еще есть время запустить рекламную кампанию или провести мероприятие в футбольной стилистике, открыть временные розничные точки в местах массового скопления людей, нанять персонал, владеющий иностранными языками (хотя бы английским), подобрать нужный болельщикам ассортимент (атрибутики, блюд, сувениров и т.д.).

Как рядовому волгоградцу заработать на ЧМ-2018

Интернет-газета «Кривое зеркало» провела исследование о том, как рядовые волгоградцы пытаются использовать события, ожидаемые в городе этим летом, с пользой для себя.

5 место в рейтинге предприимчивости занимают нумизматы. Предложения о продаже монет с символикой ЧМ-2018 довольно популярны в Волгограде. Правда много заработать на них не получится — монеты номиналом 25 рублей продаются в среднем по 50 — т. е. с выгодой 100 %. Но есть и такие ловкачи, которые предлагают те же монеты по 500 рублей, хотя за эту сумму можно приобрести монеты с цветным принтом. Цены на них колеблются от 500 до 700 рублей.

4 место среди вариантов как использовать ЧМ-2018 в свою пользу, занимают предложения кратковременного трудоустройства. На время проведения Чемпионата мира волгоградцам предлагают стать продавцами-консультантами, кассирами, уборщиками и т.д. Соискателям предлагают конкурентную заработную плату за право работать на стадионах и фан-зонах.

Бронза достается предприимчивым волгоградцам, предлагающим своим землякам заработать с помощью виртуальных футбольных ворот. За чуть более чем 400 тысяч рублей предприниматели готовы расстаться с секретом успешного бизнеса на электронном аттракционе. По мнению торговцев, «попинать виртуальный мяч» захочет каждый футбольный болельщик, и эта «слабость» должна принести владельцу аттракциона от 150 тысяч рублей в месяц.

Второе место у предпринимателей, которые маскируют под выгодное вложение в преддверии ЧМ-2018 продажу своего бизнеса. Золотые горы сулят потенциальным покупателям хостелов, wape-shopов и пив-баров, ссылаясь на максимальную востребованность именно этих услуг в дни чемпионата.

Первое место в рейтинге предприимчивости достается самым радушным и гостеприимным волгоградцам, готовым отдать гостям своего города буквально последнее и самое дорогое из того, что у них есть — свое жилье. Цены бьют рекорды. Так студию в Краснооктябрьском районе предлагают снять за 50 000 рублей в сутки, двухкомнатную квартиру в Ворошиловском районе за 40 тысяч, «трешку» в Центре за 55 000, а трехкомнатную квартиру в Дзержинском районе и вовсе за 70 тысяч рублей в сутки.

В целом, возможностей много. Остается только поторопиться и воплотить задуманное в жизнь.