Популярность европротокола неизменно растет. С 1 июня условия его применения изменились: в силу вступили соответствующие поправки в закон. Эксперты прогнозируют еще большее увеличение доли его использования, однако скептически настроены по отношению к нововведениям.
Доля водителей в России, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) при оформлении ДТП по европротоколу, за период январь-май 2018 года составила 39%, тогда как по итогам прошлого года эта доля достигала всего 33%. В 2018 году по европротоколу было подано 230 888 заявлений из 587 220 заявлений на прямое возмещение ущерба, а за аналогичный период прошлого года 229 438 штук из 720 237 (то есть 32%).
При этом больше чем в половине регионов (48 из 86) распространение европротокола превысило среднероссийский уровень. Доля европротокола составила больше половины в Белгородской области (61%), республике Дагестан (68%), Кабардино-Балкарской республике (57%), Калининградской области (56%), республике Крым (61%), Магаданской области (60%), Омской области (55%), Орловской области (51%), Пензенской области (59%), Приморском крае (55%), Ростовской области (52%), Сахалинской области (52%), Чеченской республике (74%) и др.
Уровень доверия автомобилистов к европротоколу вырос. Водители все чаще обращаются к этой процедуре и на собственном опыте убеждаются, что она быстрая и несложная. В большинстве случаев намного проще оформить аварию самостоятельно по европротоколу, не теряя времени и не создавая заторов на дороге: например, когда кто-то кого-то «догнал». В таких заурядных случаях просто нет смысла ждать ГИБДД
— говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Реже всего оформляли ДТП по европротоколу автомобилисты Алтайского края (14%), Амурской области (14%), Астраханской области (23%), Иркутской области (23%), Калужской области (17%), Краснодарского края (23%), Мурманской области (17%), Оренбургской области (22%) и республики Татарстан (25%).
В Москве и Московской области уровень оформления ДТП по упрощенному варианту составлял 40% и 43% соответственно, что выше уровня 2017 года (по 32%).
В Санкт-Петербурге он составил 33% от всех заявок в рамках систему ПВУ (прямого возмещения убытков) против 29% в 2017 году, в Ленинградской области 39% против 35% в 2017.
До недавнего времени для оформления ДТП без участия сотрудников полиции были обязательны следующие условия: в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей; не должен быть нанесен ущерб чьим-либо жизни, здоровью, а также имуществу третьих лиц; между сторонами должны отсутствовать разногласия относительно причин аварии. Лимит выплат составлял 50 тыс. руб.
С 1 июня условия применения европротокола изменились. Эксперты сходятся во мнении, что эти изменения могут пагубно сказаться на ситуации в отрасли: нововведения открывают простор для недобросовестной деятельности в ОСАГО и усложняют как расчет выплат страховщикам, так и получение выплат страхователям.
Так, лимит выплат теперь составляет не 50 тыс. руб., а 100 тыс. руб., за исключением Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где с 2014 года действует безлимитный европротокол.
Увеличение лимита выплаты по европротоколу если и увеличит число законопослушных водителей, оформляющих ДТП самостоятельно, то ненамного. Дело в том, что к оформлению по европротоколу прибегают лишь при «несложных» авариях. А это, как правило, ДТП с мелкими повреждениями. 50 тысяч рублей, в принципе, достаточная сумма. Конечно, увеличение лимита до 100 тысяч позволит пострадавшим чувствовать себя уверенней в момент принятия решения о самостоятельном оформлении аварии. При этом я уверен, что большинство выплат по европротоколу останется в пределах прежнего лимита. А вот страховые мошенники явно активизируются. Сто тысяч рублей уже та сумма, которая может быть интересна криминалу
— объясняет Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting.
Другое нововведение, которое вступает в силу с 1 июня, вызывает еще большие опасения у страхового сообщества. Условие об отсутствии разногласий между участниками ДТП относительно причин аварии стало необязательным – правда, для этого им необходимо осуществить фиксацию данных ДТП при помощи технических средств контроля с использованием ГЛОНАСС, установленных на автомобиле, или мобильного приложения, посредством которого можно проверить действительность полисов ОСАГО и сфотографировать автомобили и их повреждения на месте ДТП.
Однако установка подобных средств на автомобиль обойдется водителю в крупную сумму, а такого мобильного приложения на сегодняшний день не существует. Его разработку в интересах страхового сообщества и автомобилистов взял на себя РСА, несмотря на то, что закон об ОСАГО не возлагает на союз таких обязанностей. Работа уже прошла начальную стадию, запуск приложения будет возможен после согласования Банком России требований к программному обеспечению.
Создание такого приложения сможет решить главную проблему, связанную с необязательностью достижения согласия между участниками ДТП и дальнейшим регулированием выплат – если оба водителя утверждают, что невиновны, то кому из них положена компенсация? Объективная фиксация данных, которая будет содержать фото повреждённых частей автомобиля, крупный и общий планы места ДТП, позволит максимально справедливо отразить картину ДТП и поможет страховым определить, кто является виновником аварии, и значительно упростит механизм осуществления страховых выплат.
В противном случае выходит, что, не имея возможности определить, кто прав, а кто виноват, страховые вынуждены будут либо отказывать в выплатах обоим участникам ДТП, либо выплачивать каждому по 50% от суммы. То есть пострадавший получит только половину ему причитающегося, а виновник – незаконно обогатится. Сомневаюсь, что такой вариант покажется удовлетворительным кому-то из страхователей
— отмечает юрист, автоэксперт Сергей Смирнов.
А до тех пор, пока мобильное приложение не разработано, а система не отлажена, в случае, если между участниками ДТП есть спор о виновности или об обстоятельствах аварии, лучше все же обратиться к сотрудникам ГИБДД и оформить происшествие с их помощью.