Телеком: лекарство против болевых точек рынка

Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин посетил Волгоград, где встретился с местными журналистами. На встрече говорили о положении дел на рынке связи, о стратегиях успеха, о трендах в развитии телекома и о цифровизации нашей жизни в целом и бизнеса в частности. Представляем самое интересное нашим читателям.

История компании Tele2 и ее рыночная стратегия по-своему отражают процесс цифровизации жизни россиян. В авангарде этого явления с самого начала шли мобильные операторы, очень быстро сделавшие сотовую связь доступной широким слоям населения. И с тех пор наша повседневная жизнь начала быстро меняться. Одним из факторов столь быстрых изменений стала конкуренция между операторами связи. Tele2 первоначально вышла на рынок как региональный оператор, и достаточно быстро стала лидером во многих регионах. «Затем произошло объединение с мобильными активами Ростелекома. Из регионального оператора и набора региональных активов был создан настоящий федеральный оператор», – рассказывает Сергей Эмдин.

Почему это оказалось возможным? Как большая тройка позволила потеснить себя? Дело в том, что люди, быстро распознав преимущества цифровых технологий, стали достаточно требовательными в выборе новых услуг и оказывающих эти услуги операторов. Сейчас у каждого россиянина в среднем 2 сим-карты, рынок насыщен, причем это по-настоящему клиентоориентированный и конкурентный рынок. Человек готов прийти к оператору, если он предложит ему действительно выгодные условия, и речь не только о цене. Сергей Эмдин полагает, что «выгодно – это больше, чем дешево, потому что выгода может быть разной. Мы ищем болевые точки на рынке, и выводим уникальный продукт, который лечит эту болевую точку». Только в начале работы Tele2 на федеральном уровне болевой точкой была цена услуг, из-за чего компания выбрала стратегию ценового дискаунтера. А сейчас ресурс снижения цен исчерпан, и приходится наращивать базу клиентов оригинальными предложениями.

Что бы мы ни придумали, скоро это будет скопировано. Поэтому вывод новых решений и продуктов должен быть поставлен на поток. Нам удавалось несколько раз сильно удивить рынок и мы собираемся продолжать это делать дальше

Доказательство этому – рост абонентской базы за прошлый год на 4-5%, причем «рост в основном произошел за счет клиентов, пришедших за мобильным интернетом. Хотя первоначально они приходили за голосовой связью. – подчеркнул Сергей Эмдин. Кроме того, хорошим индикатором является переход от одного оператора к другому с сохранением номера. Волгоград уже долго по этому показателю находится в числе лидеров, а по всей стране за 3,5 года к нам перешли уже 7 млн абонентов».

По пути цифровизации движется не только население в целом, но и бизнес. Предприниматели оценили преимущества оптимизации бизнес-процессов за счет перевода их на цифровые рельсы, и теперь сложно найти современную компанию, которая бы не пользовалась такими инструментами, как виртуальная многофункциональная АТС, контроль сотрудников и транспорта (так называемый М2М), бизнес-SMS и рядом других. Сергей Эмдин полагает, что, несмотря на наличие специальных бизнес-сервисов,

в целом у малых и средних предпринимателей такие же потребности, как у частных абонентов: им нужна выгода, нужны простые честные тарифы. Все, что есть в сегменте B2C, очень быстро переползает в корпоративный сегмент. Если нечто популярно у частных клиентов, не пройдет и полгода, как вы увидите это в корпоративном сегменте. Пример – перенос неиспользованных остатков.

Tele2 нацелена на большой бизнес, причем во взаимоотношениях с ним тоже видна общая актуальная тенденция на персонализацию предложения. Для частных клиентов она проявляется, прежде всего, в возможности создать свой тариф самостоятельно при помощи специального тарифного конструктора (в цифровом ТВ, например, есть аналоги ). Что же касается крупного бизнеса, то мало того, что у каждого клиента индивидуальные потребности, так еще у Tele2 есть и совершенно уникальное предложение – LTE-450. Это особая технология, которая позволяет корпоративному клиенту наладить собственную мобильную связь. Он фактически становится мобильным оператором, и его сеть «отвязана» от сети общего пользования, из-за чего, кстати, в случае чрезвычайной ситуации ею легко пользоваться, не опасаясь перегрузов и обрывов. Эта тема, по словам Эмдина, только набирает популярность, и вскоре может стать следующим шагом по пути цифровизации бизнес-процессов.

Текст: Константин Смолий