Возраст — делу не помеха!

Прошли те времена, когда бизнес был прерогативой серьезных мужчин в строгих деловых костюмах. Сегодня создать успешную компанию может человек любого возраста. Дети управляют командами, общаются со знаменитостями и зарабатывают миллионы. Пожилые люди с удовольствием осваивают новые площадки для применения своих способностей. Люди среднего возраста творят, с энтузиазмом воплощая самые смелые мечты.

Микейла Ульмер, 11 лет

Микейле было четыре с половиной года, когда её укусила пчела. Любознательная девочка заинтересовалась насекомым, собрала информацию и поняла, что пчелы важны для экосистемы. А еще получила печальное знание — они постепенно вымирают. Примерно в это же время бабушка Хелен прислала внучке поваренную книгу 1940-х годов, в которой содержался рецепт льняного лимонада. Эти не связанные друг с другом события привели к созданию лимонада «Me & the Bees» со вкусом льна, мяты и меда. Определенная сумма с продажи каждой бутылки напитка перечисляется на счет ассоциации пчеловодов штата и других организаций, заботящихся о сохранении популяции крылатых тружениц.Изначально Микейла готовила лимонад для одной из пиццерий родного города. Позднее она прочла несколько лекций о важной роли пчел и презентовала свою продукцию в супермаркетах «Whole Foods», в результате чего заключила контракт на продажу лимонада во всех магазинах сети. Секрет успеха:

 

Сделайте что-то важное для решения общечеловеческих проблем. Не стоит идти в бизнес только ради заработка. Создайте продукт, которого не существовало раньше, делайте то, что вас вдохновляет. Чем больше вы увлечены своей идеей, тем больше удовольствия получаете, работая над проектом


Евгений Дёмин, Splat, 40 лет

Начал свой бизнес в 23 года. Путь к успеху занял у генерального директора Splat около восьми лет: первые шаги в бизнесе он начал делать в конце девяностых, а доверие покупателя новая марка зубной пасты заработала только к 2005 году. Евгений Дёмин, строит бизнес со смыслом. Он не вкладывает деньги в рекламу, зато в буквальном смысле вкладывает душу в каждую коробочку с зубной пастой — искренние письма Дёмина, адресованные покупателям, известны многим.

Бизнес для Дёмина – это важная часть его жизни. Он досконально разбирается в продукте и может сам ответить на все вопросы, связанные с составом зубной пасты, происхождением сырья и технологическими процессами. До сих пор в коробочки с зубной пастой вкладывают письма от генерального директора. В них он делится своими мыслями и значимыми событиями из жизни: поступлением в бизнес-школу, семейными историями, победами и поражениями. Секрет успеха:

Душевность, упорство и искренняя вера в свой продукт. Если бы ни это, тюбики Splat сейчас не стояли бы в ванных комнатах жителей 40 стран мира.


Федор Овчинников, «Додо Пицца», 36 лет.

Начал свой бизнес в 25 лет. Выпускник Сыктывкарского государственного университета. Случилось так, что Федор Овчинников продал свой книжный бизнес, раздал долги и оказался в той же точке, где и был 4 года назад, когда только начал свой предпринимательский путь. Сказать, что неудача была болезненной, мало — ведь всё это время Овчинников вёл блог «Сила ума», в котором откровенно, с раскрытием всей финансовой информации, рассказывал о ходе создания бизнеса. Но провал на глазах у тысяч читателей не стал для Овчинникова поводом отказаться от бизнеса — он почти сразу приступил ко второй попытке построить своё дело. На этот раз предприниматель из Сыктывкара решил сосредоточить свои усилия на рынке фастфуда, открыв сеть пиццерий с доставкой. На то, чтобы попробовать снова, у Федора было всего 400 тысяч рублей, оставшихся от продажи первого бизнеса после погашения всех долгов.

Он поехал в Петербург, чтобы поработать в Papa John’s, McDonald’s и Sbarro. Это помогло ему изнутри узнать, как устроена работа известных фастфуд-заведений. Вооружившись полученным опытом, Овчинников вернулся в Сыктывкар, нашел небольшое подвальное помещение в аренду, закупил оборудование, нанял персонал и приступил к созданию фирменного рецепта теста для пиццы. Так началась новая глава жизни Федора — «Додо Пицца».

Всё это время Овчинников продолжал рассказывать о создании бизнеса в своём блоге и делиться финансовыми отчетами. В комментариях было много скепсиса. Но пока все как один утверждали, что на продаже пиццы денег не заработать, выручка «Додо Пицца» за полгода доросла до миллиона рублей, а спустя еще полгода — до двух миллионов. Секрет успеха:

В отлаженной бизнес-системе и в вирусных маркетинговых ходах.

Одним из них стала доставка пиццы по воздуху с помощью квадрокоптера. Хотя Госавианадзор спустя некоторое время  официально запретил такой способ доставки грузов, тот факт, что Овчинникову удалось осуществить задуманное, помог «Додо» набрать небывалую популярность. Об этой акции был снят ролик, который разошелся по соцсетям всего мира.

Однако цели предпринимателя гораздо более амбициозны.

Во-первых, «Додо Пицца» должна стать мировой сетью.

Во-вторых, это должна быть не просто пиццерия, а особый подход к управлению бизнесом с помощью информационной системы.

Такой системой стала «Додо ИС», которая представляет собой комплексную систему ведения дел, начиная с приема заказов и контроля времени приготовления пиццы, заканчивая детальной бизнес-аналитикой для повышения прибыльности заведений.

В конце 2011 года в «Додо Пицца» появился первый сторонний инвестор, который вложил в пиццерию 5 миллионов рублей в обмен на 5% компании. Получив дополнительные инвестиции, Федор сосредоточился на совершенствовании «Додо ИС», которая, по его задумке, должна позволить ему построить глобальную сеть, способную конкурировать с Papa John’s, Domino’s и Pizza Hut.

В начале 2016 года «Додо Пицца» пришла в Америку: в Оксфорде началось строительство первой «Додо». И это — только начало длинного пути к цели, которую определил себе Фёдор. К 2020 году он собирается построить глобальную сеть из 2500 пиццерий и вывести компанию на IPO.


Нина Миронова, 65 лет, сертифицированный преподаватель йоги

Большую часть своей жизни Нина Миронова была очень серьезным и занятым человеком. Занималась политикой и административным управлением, работала чиновником и ездила по России, развивая муниципальные самоуправления.
Свое знакомство с йогой Нина Миронова начала после 50 лет из простого интереса и сразу с очень сложной и важной практики — випассаны. Во время випассаны человек на 10 дней прекращает контакты с внешним миром и направляет всю свою энергию на самопознание. Нина Миронова медитировала по несколько часов каждый день и училась прислушиваться к своему телу и к своим внутренним ощущениям. Не самое привычное занятие для человека (ко всему прочему, кандидата наук), который чуть ли не всю сознательную жизнь провел среди официальных бумаг и рабочих встреч. После этих десяти дней Нина Миронова поняла, что занятия йогой надо продолжать во что бы то ни стало.

В 64 года Миронова решила стать сертифицированным преподавателем йоги. «Пройти все испытания для получения сертификата, особенно практическую часть, было довольно трудно, — признается она. — Пришлось очень сильно постараться». Как она сама признается, преподавание не только дает ей радостную возможность поделиться своими знаниями с остальными, но и помогает понять что-то новое и для самой себя.Сейчас Нине Мироновой 65 лет, у нее трое детей и двенадцать внуков. При этом она работает чуть ли не больше, чем двадцать лет назад, состояла на госслужбе. Только теперь она проводит свое время в клубах любителей йоги, и в индийских ашрамах. У нее еще более плотное расписание, чем раньше, и это ее совершенно не беспокоит. Секрет успеха:

Я делаю выбор: жить в радости и счастье или страдать. Только я несу за это ответственность. И я просто делаю выбор в пользу счастья! Внешний мир перестал оказывать на меня сильное влияние


Лариса Морозова, биржевой трейдер, 61 год

До выхода на пенсию Лариса была горным инженером. Однажды в журнале она нашла выборку с 400 самыми прибыльными предприятиями России. Шел 2008 год, экономику штормило, и акции компании стоили дешево. Лариса подумала: была не была. В декабре 2008 года она открыла брокерский счет в Сбербанке и накупила акций на 10500 рублей. Тогда они стоили по 9 рублей 36 копеек (сейчас — более 150 рублей каждая). Потом ежемесячно половину своей зарплаты Лариса тратила на покупку акций с хорошими дивидендами. Первый год был сложным: много времени уходило на поиски перспективных акций. Но сейчас у пенсионерки счет с шестью нулями, она ведет семинары и рассказывает, как зарабатывать деньги.

«Когда меня спрашивают, как могло получиться, что такой пожилой человек, как я покупает акции и получает с них дивиденды, я отшучиваюсь, что в посёлке, где я живу, мало лавочек. Их не хватает на всех пенсионерок. Вот и пришлось мне вместо того, чтобы сидя на лавочке обсуждать молодёжь, заняться инвестированием в акции» — шутит Лариса. Секрет успеха:

Никогда не бойся начинать что-то новое. И рисковать.

Как видите, что для того, чтобы строить своё дело, не нужен большой капитал и даже возраст ему не помеха. Все что нужно – это сила духа, оптимизм и открытость новым знаниям. Если на твоем пути тебя никто не поддерживает, это ничего не значит. И даже если ты однажды потерпел неудачу, это тоже ничего не значит. Учись на своих ошибках, а потом пробуй снова и снова – в этом главный секрет успеха предпринимателей любого возраста, которые сделали себя сами.


подборка: Татьяна Кузнецова «ДВ»