Рассказ о том, как волгоградец Алексей Сиин открыл магазин по продаже винила.
Инженер Алексей Сиин много лет подрабатывал диджеем. Играл музыку в клубах и на праздниках. Чтобы пополнять плейлист, регулярно покупал новые пластинки. Как только музыка приедалась, продавал старый набор через соцсети и приобретал новые диски. В прошлом году Сиин подумал, почему бы не начать продавать винил на постоянной основе и открыл магазин PLAY.
С порога покупатель понимает, чем здесь торгуют: витражи украшены пластинками.
— Однажды к нам пришла партия винила без упаковки, — рассказывает Сиин, — они были нормальные, запись чистая, но без конверта пластинку не продать за нормальную стоимость. Поэтому решили украсить.
При покупке через интернет шанс получить винил без обертки или в плохом состоянии велик. Политика безопасности онлайн-магазинов — слабая гарантия, ведь в основном диски перепродают коллекционеры. В магазине же человек может сам пощупать, посмотреть и послушать музыку. Для этого Алексей Сиин его и создал.
PLAY открылся в ЛОФТе 1890, куда приходит большое количество творческих людей. В результате число покупателей выросло. Молодежь берет хип-хоп для танцев, диджеи приобретают электронную музыку, люди старшего возраста приходят за композициями времен своей молодости.
Пластинка для посла
Решить проблему с регулярными поставщиками помог интернет. Алексей Сиин просто писал письма всем фирмам-ритейлерам и посещал распродажи коллекционеров. Сетям по продаже винила неважно, с кем торговать. Главное, чтобы магазин ежемесячно закупал дисков на определенную сумму. В месяц Алексей приобретает около 50 пластинок в зависимости от спроса. В итоге удалось наладить поставки как из России, так и из-за рубежа. Более того, работать с заграничными поклонниками винила выгоднее.
— В России ценник у коллекционеров космический. Могут полную ерунду продавать за 2000 рублей. Во многом это связано с тем, что рынок молодой.
В Европе винил давно вошел в моду. Например, в Лондоне на стадионе Уэмбли почти каждые выходные собираются тысячи продавцов и покупателей винила со всего мира. Стоимость формируется по одной из систем оценок. Самые известные — Goldmine или Record Collector. Коллекционеры смотрят качество носителя, состояние конверта и вкладышей. Даже небольшой след ручки на обложке снижает стоимость винила.
— В Европе и в Америке сейчас всплеск популярности этого носителя, теперь этот тренд доходит и до нас. Выпустить альбом на виниле лучше, чем на CD: компакт-диски размагничиваются, на них совершенно другой звук. Сейчас даже на кассетах стали вновь выпускать музыку. Это все круговорот, и мы замкнули историческую петлю.
В ассортименте магазина сегодня несколько сотен пластинок в ценовом сегменте от 50 до 2000 рублей: три ящика с электроникой для диджеев, иностранные оригиналы поп-рок-фанк-соул-джаз музыки, маленькие семидюймовые пластинки, пласт хип-хопа и один ящик дешевого винила с музыкой времен Советского Союза.
Низкая стоимость пластинок советского производства обусловлена их миллионными тиражами компании «Мелодия» в 1960-80-х гг. До сих пор у бабушек лежат записи со сказками и песнями Аллы Пугачевой. Но и они пользуются спросом. Недавно магазин посетил посол Австралии в России — диск с песнями Окуджавы отправился на другую сторону земного шара.
— Когда долги будут большие, мы переедем. Когда долги будут неимоверными, мы закроемся. Но не раньше!
На открытие магазина Сиин потратил меньше миллиона рублей. Самые большие затраты уходят на аренду. Магазин в центре города — дорогое удовольствие, но переезжать Сиин пока не планирует. PLAY работает лишь третий месяц, но клиентура выросла, как и интерес волгоградцев к винилу. Впрочем, о доходах Алексей не говорит, потому что их нет. Пока дело в минусах.
Однако для Алексея Сиина магазин пластинок, скорее, не бизнес, но способ популяризации носителя и культуры прослушивания музыки на виниле. Для него в диске с конвертом — суперформа музыкального произведения с лучшим звуком и эмоциями.
— К нам приходят не покупатели, а друзья. Я стараюсь каждому рассказать, какие щеточки и салфетки нужны для ухода, на чем стоит слушать пластинки. И потом люди приходят и говорят: «Вау, совсем другой звук!»
В конце года Алексей планирует посчитать доход и убыток, а затем принять решение: стоит ли продолжать торговлю в магазине или вернуться в социальные сети. До тех пор на прилавке каждый день будет появляться новая пластинка.
Евгений Шаститко