Бизнес начинается с плана

Бизнес-план — визитная карточка вашего будущего проекта, его начальный этап. Пошаговая инструкция поможет вам составить бизнес-план грамотно и эффективно.

Цели бизнес-плана. Одна из самых распространенных целей — представление потенциальному инвестору. Такой бизнес-план самый сложный, и для его написания привлекаются сторонние специалисты. Равно как и для составления плана открытия филиала компании. Но если вы открываете собственное дело, то план лучше писать самостоятельно. Ведь собственное дело — это настоящее детище предпринимателя.

Начальная идея. Бывает, что предприниматель еще четко не знает, чем именно будет заниматься. Он находится в поиске бизнес-идеи, подходящей интересам и желаниям предпринимателя. Выбрав свою нишу, важно больше не отвлекаться ни на что другое, а пошагово воплощать идею в жизнь. Представив, каким будет будущее дело, можно переходить к написанию бизнес-плана.

Резюме. Здесь вкратце должна отображаться суть дела, описание бизнес-идеи, информация об объективной необходимости ее на рынке, сроках реализации, окупаемости проекта и конкурентоспособности. Конечно, эта часть в большей степени предназначена для потенциальных инвесторов. Именно они, прочтя резюме, делают вывод, стоит ли с этим планом знакомиться дальше или нет. Поэтому необходимо детально описать эту часть, возможно, возвращаясь к ней и внося коррективы после составления следующих глав.

Общие положения. Если резюме пишется примерно на пару страниц, то эту главу можно сделать подробнее. Здесь описывается характеристика и реализация проекта, его жизненный цикл, возможность дополнительного развития и прогноз изменения продукта с возможным изменением тенденции рынка. Бизнес-план услуги в этой главе должен содержать информацию о том, в чем заключается конкретная услуга и как она привлечет клиентов.

Анализ рынка. Параллельно с написанием бизнес-плана или перед его составлением необходимо провести анализ рынка. Цель анализа — выяснение актуальности бизнес-плана проекта, изначальное предложение и его идея. Если анализ выявляет избыток предложения, то стоит вернуться к идее и попробовать ее подкорректировать таким образом, чтобы она соответствовала положению дел на рынке. Если же существует повышенный спрос, то все в порядке, и можно смело приступать к дальнейшим действиям.

Маркетинговое и стратегическое планирование. Этот план включает в себя выведение продукта на рынок, его развитие, ценообразование, систему продаж и сбыта, а также рекламу. На основе анализа рынка и конкурентоспособности просчитывается стратегия, как будет завоевываться рынок и какие тактические действия потребуются для реализации. Ценообразование строится на основе экономических расчетов и ожидаемых доходов компании. Продажи и сбыт можно представить в виде схемы, где будет виден весь процесс по этапам.

Издержки и производственный график. В эту главу включается закупка необходимого оборудования, ремонт, аренда помещения и другие затраты. В производственном графике необходимо отразить, сколько человек требуется для реализации проекта, график их работы, отчисления заработной платы и смежных с ней платежей. Бизнес-планы малого бизнеса станут для инвестора намного более привлекательными, если есть готовая команда, которая будет работать над проектом, так как это доказывает способность предпринимателя реализовать задуманное. Поэтому будет уместно подчеркнуть такой факт в бизнес-плане.

Производственный план. Если компания будет производственной, то здесь необходимо описать процесс производства, а также партнеров и поставщиков, которые будут участвовать в деле.

Финансовый план и инвестиции. Самой ответственной частью всего бизнес-плана является, безусловно, финансовый план. Более того, если проект предназначен для ознакомления инвестора, то после прочтения резюме серьезный инвестор, скорее всего, посмотрит на финансовый план. В этой главе приводится вся информация о возможных расходах и доходах проекта. На основе маркетингового, стратегического плана и издержек составляется таблица на несколько лет, где отображаются требуемые инвестиции и график их погашения, все затраты и возможные доходы. Заключительной частью финансового плана должен быть обязательно расчет рентабельности будущего дела.


По материалам ресурса fb.ru