О сильной женщине среди неслабых мужчин

В июле 2013 г. пост председателя Центрального Банка РФ заняла Эльвира Набиуллина. Мало кто мог тогда предположить, что менее чем за пять лет инфляция в России опустится до 3% в год, а банковский сектор страны потеряет четверть своих участников.

Карэн Туманянц
Карэн Туманянц

Можно по-разному оценивать эти и многие другие произошедшие изменения, но большая часть из них требовала чрезвычайной стойкости и мужества от первого лица главного банка страны. Несложно догадаться, с каким давлением приходилось сталкиваться этой внешне хрупкой женщине, чтобы противостоять интересам мощных и влиятельных лоббистов.

Отказ Банка России от поддержки рубля в 2014 г. стоил компаниям-импортерам, крупным банкам и корпорациям, задолжавшим иностранцам, десятки миллиардов долларов. Происходящее в последние два года с молчаливого согласия ЦБ укрепление валютного курса больно бьет теперь уже по доходам отечественных экспортеров. Тем не менее именно такая валютная политика Банка России сделала экономику страны более гибкой, включив, зачастую болезненный, но автоматический стабилизатор. Чем сильнее меняется курс, тем мощнее будет встречное движение на рынке (объем продаж валюты при девальвации или объем покупок при ревальвации рубля). Главная проблема заключается только в разрыве во времени между причиной и последствиями. Именно в этот момент необходимо обладать твердой верой в правильность выбранной политики, ведь гул критиков каждый день будет упрекать в бездействии и потакании спекулянтам. Собственно, свидетелями результатов работы этого механизма мы и являемся последние годы. Разговоры о специфичности российской экономики, в которой привычные развитым странам инструменты не работают, уже почти не слышны.

Только ленивый сегодня не возмущается слишком дорогими деньгами в России. Действительно, ЦБ снижает процентные ставки гораздо медленнее, чем падает темп роста цен. Но госпожа Набиуллина невозмутимо возражает министрам и бизнесменам, профессорам и журналистам: риски возрастания инфляции по-прежнему актуальны, Банк России должен быть уверен в устойчиво низкой инфляции, прежде чем сделает новые шаги по удешевлению кредита. Экономика страны сейчас так же тяжело адаптируется к новой ценовой реальности, как когда-то — к новой валютной. Именно этим объясняется такой слабый рост объемов производства в 2017 г., особенно в четвертом квартале. Производители винят ЦБ в дефиците денег и отсутствии спроса на их продукцию, но доктор Набиуллина непреклонна. Новые инъекции в виде денежной эмиссии или дешевых займов от Банка России не вылечат пациента, а только создадут иллюзию улучшений. Нужно повышение эффективности бизнеса, а не ее имитация.

Всем известные проблемы банковского сектора России во многом спровоцированы той же непривычно низкой инфляцией. Конечно, для отдельных банков сложное финансовое положение и отзыв лицензии стали следствием рискованного, а иногда и мошеннического поведения их собственников. Но вороватость и недальновидность владельцев банков — слишком простое объяснение столь высокой «смертности» кредитных учреждений и практически одновременного «заболевания» нескольких совсем не маленьких даже в национальном масштабе организаций. Системный характер проблем банковского сектора страны требует и столь же системного характера их лечения. Реакция Банка России в виде государственной опеки над пошатнувшимися банками скорее из разряда временных, что совсем не в стиле Набиуллиной.

Радикальным выходом из сложившейся ситуации стала бы передача в частные руки ВСЕХ российских банков, включая Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и др. Наличие государственных банков искажает конкуренцию в секторе. Клиент, как правило, сначала обращается за банковской услугой к госбанкам, а уже потом может прийти к частникам за более выгодными условиями или менее обременительными требованиями. Поэтому независимые банки заведомо находятся в худших условиях, что и предопределяет шаткость их положения. Так как продать крупные, санируемые сейчас учреждения, скорее всего, не получится, необходимо будет осуществить их управляемую ликвидацию. Фиксировать же нынешний статус-кво означает очень скоро получить череду новых банкротств частных банков и полное огосударствление банковской системы, что в рыночной экономике — абсолютный нонсенс. Э. Набиуллина уже не раз предпринимала шаги, на которые совсем не слабые мужчины решиться не могли. Ей не привыкать.


текст: Карэн Туманянц, заместитель генерального директора ЗАО «Финансовый брокер «Август», к.э.н., доцент ВолГУ