Брачный договор: маловостребованная альтернатива

Институт брачного договора появился в отечественном законодательстве сравнительно недавно. В 1994 г. договорное регулирование имущественных отношений супругов было предусмотрено Гражданским кодексом, а с 1996 г. оно подробно регламентировано Семейным кодексом. Безусловно, это связано с новыми реалиями развития рыночной экономики и частной собственности.

Востребованность брачного договора, как и многих других институтов семейного права, зависит не только от динамики социально-экономических и правовых изменений в обществе, но и от сложившихся традиций, морали. Показательно, что до сих пор количество российских пар, заключающих брачный договор, хотя и имеет тенденцию к небольшому устойчивому росту, крайне невелико по сравнению с Западной Европой или США, где этот институт существует более ста лет. По статистике Федеральной нотариальной палаты, речь идет о 4-5% от общего числа заключенных в России браков — около 50 тысяч договоров ежегодно.

С правовой точки зрения важно отметить, что брачный договор дает супругам большую свободу в регулировании имущественных отношений, нежели законный режим совместной собственности. Особенно это актуально в ситуации, если супруги занимаются бизнесом: о порядке управления им при возможном изменении жизненной ситуации полезно договариваться заранее, предусмотрев возможный риск.

Брачный договор можно заключать как перед вступлением в брак (тогда он вступит в силу с момента регистрации брака), так и в любой момент во время брака. Он заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (как и его изменение или расторжение, возможное в любое время по соглашению супругов). Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается, но по требованию одного из супругов его можно расторгнуть в суде на основаниях и в порядке, которые установлены ГК. Действие брачного договора прекращается после расторжения брака, за исключением обязательств, которые предусмотрены на дальнейший период (например, муж обязуется на какое-то время после развода содержать супругу или оставить ей право пользования жильем и т. д.).

В России, в отличие от ряда зарубежных стран, брачный договор регулирует только имущественные отношения. Он не может ограничивать право- и дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой, регулировать права и обязанности супругов в отношении детей, ограничивать право нетрудоспособного, нуждающегося супруга на получение содержания. Кроме того, брачный договор не может содержать условия, которые ставят одного из супругов в заведомо невыгодное положение или противоречат семейному законодательству.

Содержание договора может быть различным: например, для недвижимости сразу может быть определен режим раздельной собственности, а движимому имуществу можно определить режим совместного владения с предоставлением права заключать сделки с ним супругу, на имя которого оно приобретено, без согласия второго супруга. Если оба супруга работают, можно установить порядок распределения получаемых ими доходов, определить вклад каждого из супругов в созданную собственность, условия пользования ею как в браке, так и после развода. Когда семейные отношения устанавливают граждане, у которых есть дети от предыдущих браков, договор может служить юридической защитой имущественных прав в случае непредвиденных обстоятельств, включая смерть одного из супругов. Наконец, если брачный договор заключается на стадии расторжения брака, он должен содержать условия о полном разделе совместно нажитого имущества, а также исполнении супругами обязательств по сделкам, совершенным в период брака.

Институт брачного договора пока все же не стал привычным в нашем обществе, и это вполне объяснимо, ведь при вступлении в брак все надеются, что он окажется счастливым и единственным в жизни, тогда как брачный договор в большинстве ситуаций рассчитан на случай расторжения брака. Но можно взглянуть на него и с другой стороны — как на правовую гарантию не только для супругов, но и для их детей и иных родственников в непредвиденных жизненных обстоятельствах. А также как на свидетельство взаимного доверия супругов и безусловного признания взаимной ответственности каждого из них за благополучие партнера в будущем, как бы оно ни сложилось.


Текст: Владимир Слеженков, адвокат, кандидат юридических наук, доцент ВолГУ, практикующий адвокат