РКО: сколько иметь счетов и какой банк выбрать?

Закон не устанавливает ограничений, сколько счетов может иметь компания (ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»). Так сколько же иметь счетов и со сколькими банками сотрудничать? Попробуем разобраться. 

Кому стоит иметь несколько счетов?

Единственный плюс использования одного расчетного счета — простота управления денежными средствами: когда все финансовые потоки проходят через один банк, деятельность компании легко контролировать. Однако недобросовестным конкурентам и рейдерам тоже оказывается проще получить информацию об оборотах предприятия. Завести запасные расчетные счета особенно рекомендуют компаниям, постоянно выполняющим оперативные переводы денежных средств. Это поможет избежать задержек платежей по причине технических сбоев или непрофессионализма банковских сотрудников.

С каким числом банков стоит сотрудничать?

Открывать счета лучше не в одном, а в двух-трех разных банках. Если работать с большим числом банков, неоправданно вырастут постоянные расходы и снизится эффективность управления финансовыми потоками. К тому же, если средства разделены между многими банками, компании сложнее договориться с каждым из них об индивидуальных условиях, например, о льготной кредитной линии или услугах персонального менеджера. Работая же всего с двумя-тремя банками, вы заставляете их соревноваться между собой за право обслуживать основной объем операций компании.

По каким критериям выбирать банки?

  1. Кто акционеры банка? Самые надежные кредитные учреждения — те, в уставном капитале которых участвуют государство или крупные компании.
  2. Открытость информации. Изучите официальный сайт банка. Надежные кредитные учреждения помещают там свежие новости, например, об открытии новых отделений или выводе на рынок новых услуг. Помимо этого, на сайте обязательно должна быть опубликована развернутая финансовая отчетность, а также информация о руководстве и собственниках организации.
  3. Места в рейтингах. Дополнительную информацию о банках можно найти на специализированных интернет-ресурсах и в профессиональных СМИ. Там публикуются годовые рейтинги кредитных организаций, а также комментарии независимых специалистов.
  4. Выбор услуг. Обращайте внимание на наличие не только тех услуг, которые требуются вам сейчас, но и тех, что могут понадобиться в среднесрочной перспективе.
  5. Корпоративные карты. Сотрудники компании, которым выданы такие карты, могут в любое время в любой точке мира воспользоваться деньгами предприятия для оплаты производственных расходов в том размере, в котором требуется.
  6. Система «Банк-Клиент». Дистанционным обслуживанием сейчас никого не удивишь, однако качество программного обеспечения в разных организациях неодинаково. Одни системы «Банк-Клиент» просты и удобны в эксплуатации, от других же больше проблем, чем пользы. Поэтому я рекомендую протестировать демоверсию используемого банком ПО.
  7. Размеры ставок по депозитам. Чем ниже ставки по сравнению со среднерыночными, тем банк надежнее. Чем ставки выше, тем острее организация нуждается в поддержании текущей ликвидности.
  8. Размеры тарифов. Чем надежнее банк, тем больше желающих стать его клиентами, а потому он может устанавливать тарифы выше среднерыночных. Менее известные организации вынуждены привлекать клиентов низкими тарифами. Однако чтобы окупить свои издержки и выручить средства на развитие, такие банки вынуждены компенсировать низкую стоимость отдельных операций, введя высокую ежемесячную комиссию за обслуживание счета или подняв цену дополнительных услуг. Обратите также внимание, какой процент банк начисляет на остатки на расчетном счете.
  9. Расположение отделений банка. Некоторые операции (например, оформление зарплатных карт) требуют посещения банка. Если зарплата начисляется на карты, важно, чтобы у кредитной организации была разветвленная сеть банкоматов. Дополнительное преимущество — наличие у банка партнерских программ с другими кредитными учреждениями, предполагающих создание единой сети банкоматов для снижения тарифов на операции с картами.
  10. Услуги персонального менеджера. Очень удобно, когда всю работу с вашей компанией курирует персональный менеджер.

По материалам сайта gd.ru