Риск для пользы дела

Чаще всего понятие «риск» воспринимается нами в негативном ключе. Оно ассоциируется с событиями, способными принести негативные последствия. Однако теперь есть сфера, где риск должен обрести положительные смыслы.

Несколько лет назад правительство РФ объявило о начале перехода к новой модели контрольно-надзорной деятельности. Что же было не так с прежней? Прежде всего, о неэффективности действующей практики говорят две взаимоисключающие тенденции: количество нормативных актов и контрольных мероприятий в отношении бизнеса увеличивается, а качество, безопасность и надежность предоставляемых им товаров и услуг снижается. В результате складывается парадоксальная картина. Предприниматели жалуются на неподъемный административный прессинг со стороны государственных контрольно-надзорных органов, который отнимает уйму сил и времени и мешает развиваться. Потребители же страдают от беззащитности перед лицом массовых нарушений со стороны бизнеса.

Большая часть вины за такое положение лежит на некоторых специфических чертах действующей модели контроля государства за предпринимателями. Например:

— тотальный характер надзора за всеми аспектами производственной и коммерческой деятельности подконтрольных предприятий;

— стремление установить в нормативных актах требования ко всем процессам и процедурам, реализуемым предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности;

— оценка работы сотрудников государственных контрольно-надзорных органов по количеству проведенных контрольных мероприятий и количеству выявленных нарушений.

Казалось бы, такая жесткая модель регулирования должна поставить мощный заслон на пути недобросовестных бизнесменов, но на деле это оказывается не так. У надзорных органов физически не хватает времени на проверку всего и вся. В результате проверяющие сосредотачиваются на наименее трудоемких видах контроля, способных дать максимальный «вал» количества проверок и нарушений. Разумеется, это далеко не всегда действительно важные аспекты деятельности подконтрольных предприятий, критически влияющие на свойства предоставляемых ими благ.

Предприниматели, со своей стороны, понимают, что выполнить все требования нормативно-правовых актов невозможно, в том числе по причине архаичности установленных норм, не поспевающих за техническим прогрессом. В этой ситуации им оказывается проще заплатить штраф или откупиться от инспектора. В результате громадная бюрократическая машина государственного контроля работает на гигантских оборотах, но вхолостую, так как при таком подходе в принципе не может обеспечить надлежащего качества надзора.

Теперь же на смену сплошному всеобъемлющему контролю должно прийти «умное» регулирование. В его основу положен принцип адекватности контроля уровню потенциальных рисков. Главный риск — причинение ущерба жизни и здоровью потребителя, его имуществу и другим законным интересам. Чертами новой, рискоориентированной модели государственного регулирования должны стать:

— разделение поднадзорной деятельности по уровням риска от максимального до минимального;

— обеспечение максимального контроля над деятельностью с наибольшим уровнем потенциального риска для потребителей и снижение тяжести надзора за остальными;

— уход от мелочной регламентации и сохранение в нормативной базе только критически важных требований к деятельности предпринимателей, напрямую влияющих на потребительские свойства производимой продукции;

— переход к оценке работы контрольно-надзорных органов и их сотрудников не по объему проведенной работы, а по размеру ущерба, причиненного подконтрольными предприятиями потребителям;

— нацеленность инспекторов не на выявление нарушения и наказание виновных, а на его предотвращение и профилактику, что предполагает консультирование и информирование подконтрольных организаций.

Иными словами, государство должно не регламентировать процесс создания продукта, а установить требования, которым обязаны соответствовать характеристики конечного товара и услуги. Адекватность этим требованиям призвана исключить нанесение ущерба потребителю, и этим состав требований должен быть ограничен. Крупные участники рынка будут подвергаться наиболее жесткому контролю вплоть до ежедневного, поскольку, в силу объемов производства и численности потребителей, допущенные ими нарушения могут привести к ущербу в огромных масштабах.

В ближайших планах правительства переход на рискоориентированный подход в ветеринарном, экологическом, жилищном, строительном надзорах, а также в контроле за розничной продажей алкоголя, деятельностью по управлению многоквартирными домами, строительством многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Что же, посмотрим, как учет рисков поможет сделать нашу жизнь лучше.


Текст: Карэн Туманянц, зам. генерального директора ЗАО «Финансовый брокер «Август», к.э.н., доцент ВолГУ