Фактор риска неизменно сопровождает любую экономическую деятельность. Поэтому важнейшей задачей как с позиций госрегулирования бизнеса, так и с точки зрения сторон договорных правоотношений является формализация сопутствующих им рисков. Для ее совершенствования государство ввело новый, риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля (надзора).
Государственное регулирование предпринимательства зачастую оборачивается чрезмерной нагрузкой на бизнес. Разрешить ряд проблем, присущих надзорной деятельности, призван риск-ориентированный подход, основанный на системе управления рисками. Соответствующая модель организации госконтроля может поспособствовать сокращению давления на бизнес и перераспределению ограниченных временных, материальных и кадровых ресурсов на объекты повышенной опасности. Контрольно-надзорная деятельность государства переориентируется с исполнительской логики, когда во главу угла ставится количество проверок и выявленных нарушений, на превенцию и логику потребителя. В этой логике целью надзора должны стать общественная польза от проверок и минимизация вероятности наступления социально значимых негативных последствий правонарушений.
Программа совершенствования контрольно-надзорной деятельности будет действовать в 2017 — 2025 гг. На текущем этапе завершено распределение подконтрольных объектов по категориям риска. А планы проверок на 2018 г. составлены уже на основе риск-ориентированного подхода. Стоит задача повысить долю подконтрольных субъектов, по которым периодичность проведения плановых проверок увеличилась: некоторые организации будут освобождены от проверок на 20% к 2018 г. и на 50% к 2025 г.
Идет работа по нормативному обеспечению риск-ориентированному подходу. Еще до начала реализации нового подхода как государственной программы началось внедрение отдельных его положений в налоговой сфере — с принятием Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007). Развивая риск-ориентированный подход, налоговая служба разработала Порядок определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017), разъяснив особенности истребования документов при камеральной проверке деклараций по НДС, уклонение от уплаты которого лидирует среди налоговых схем по размеру ущерба для бюджета. Кроме того, описанию риск-ориентированного подхода отведено значительное место в проекте закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в РФ», разработанном Минэкономразвития. В 2017 г. принят ряд отраслевых нормативных актов, конкретизирующих действие риск-ориентированных начал: например, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 для надзора за соблюдением трудового законодательства установлены критерии разделения работодателей по группам риска. Общий перечень мероприятий по внедрению нового подхода размещен на сайте Экспертного совета Открытого правительства: контроль-надзор.рф.
Одним из значимых инструментов развития риск-ориентированного подхода со стороны бизнеса может выступать добровольное декларирование организацией своего соответствия: она может удостоверить госорган о надлежащем выполнении требований законодательства в своей сфере деятельности. Возможно подтверждение и с участием третьей стороны, например, в рамках независимой оценки риска. Думается, что дальнейшая реализация нового подхода поспособствует лимитации доступа на рынок недобросовестных субъектов, повышению ответственности и информационной прозрачности в отношениях бизнеса как с государством, так и с потребителями. Дабы наметившийся позитивный тренд не был нивелирован, важно, чтобы законодательные новеллы комплексно ориентировались на снижение административной нагрузки на бизнес. Чтобы они принимались с учетом консолидированного мнения делового сообщества, не преследовали фискальные цели в ущерб стимулирующим, не порождали новые процедурные барьеры, наконец, носили сбалансированный характер, ведь количественные изменения, сопровождающие реформирование, к сожалению, нередко осуществляются в ущерб качественным.